Определит по спектру. В Санкт-Петербурге выпускают отечественные алкозамки для борьбы с пьяными водителями

Их разработали и уже производят в Санкт-Петербурге. Город рассматривает возможность внедрения стоп-приборов в каршеринге и общественном транспорте, где пьяный за рулем особенно опасен.
Сотрудник предприятия показал, как действует устройство: льет на руку спиртосодержащую жидкость и дышит через нее в прибор. Традиционных трубочек при этом нет - процесс бесконтактный. "Двигатель заблокирован" - появляется надпись в специальном приложении на смартфоне.
Как это работает, пояснил генеральный директор компании-производителя АО "Лазерные системы" Дмитрий Васильев. В машине установлено устройство, водитель просто дышит на прибор, который вынесен отдельно. И уже этот прибор определяет, можно запустить двигатель или нет.
Ключевое слово здесь "дышит". Дуть в прибор, то есть в трубочку, не надо. При выдохе устройство на расстоянии определит, в каком состоянии водитель. По спектру.
"Мы используем принцип оптической спектроскопии, который позволяет измерять степень опьянения без использования одноразовых мундштуков, - пояснил Дмитрий Васильев корреспонденту "РГ". - Чтобы избежать злоупотреблений, в автомобиле перед началом проверки проводится идентификация водителя - по лицу или отпечатку пальца. Во время выдоха система контролирует, что это именно тот человек, который будет управлять транспортным средством, а не его пассажир или кто-то еще".
А что будет, если трезвый водитель собирается везти подвыпившего пассажира? Не заблокирует ли прибор такую поездку? Разработчики уверяют, что фоновый уровень спиртовых паров в салоне на результат не повлияет.
Впервые об алкозамках заговорили еще в конце прошлого века, когда только начали появляться электронные системы тестирования, напоминает председатель Всероссийского общества автомобилистов, член Общественной палаты РФ Валерий Солдунов. Но в те времена речь шла в основном о самоконтроле водителей. "Сейчас такие устройства особенно актуальны при предоставлении машин в аренду. Есть такая примета: если поздно вечером по барным улицам едет каршеринговый автомобиль, то вероятность, что его водитель в нетрезвом состоянии, - 90 процентов. И любое техническое новшество, которое повысит безопасность дорожного движения, можно только приветствовать", - полагает руководитель ВОА.

Ставить алкозамки на автомобили пытались еще 15 лет назад. В каршеринге и такси это не прошло. В автобусах - прижилось. Но ненадолго.
Дело в том, что такие устройства требуют отдельного утверждения в законодательных актах. Конечно, частные компании могут их применять. Но где гарантия, что устройства работают правильно?
Все началось в Швеции, где стали активно продвигать алкозамки, ставя их на все, что под руку попадется - в такси, в общественный транспорт. Даже на шлагбаумы в курортных местах - не дунешь, не выедешь. Но особых результатов в борьбе с пьянством за рулем это не дало.