Наш собкор по Белгородской и Курской областям Анна Скрипка вышла в эфир на встречу с главой ТПП с центральной улицы Белгорода. За ее спиной - кинотеатр "Победа", который серьезно пострадал от обстрелов и теперь не работает. И вот какой диалог у них состоялся.
- Сергей Николаевич, очень тяжело сейчас бизнесу в приграничье, - сообщила Анна. - В Курской области предприниматели потеряли массу активов, а в Белгородской - то, что уцелело, находится в состоянии выживания. Государство оказывает беспрецедентную поддержку. И все-таки хотелось бы понимать, как еще можно помочь? Что предпринимает ТПП?
- Мы внимательно следим за ситуацией, - заверил Сергей Катырин. - У нас очень активные Белгородская и Курская торгово-промышленные палаты. И первое, что нужно сейчас сделать - сориентировать федеральные институты и те возможности, которые есть на уровне региона, на помощь пострадавшим предприятиям. А для этого выработать подход к каждому, исходя из их возможностей. Работать над этим надо оперативно и, советую, с помощью наших местных палат, которые хорошо знают проблемы каждого предприятия. А мы готовы на федеральном уровне с предложениями регионов обратиться в Госдуму, работать с министерствами и ведомствами, чтобы нацелить их на помощь конкретным предприятиям.
- И они смогут получить финансовую поддержку?
- Полагаю, что на сегодня какого-то дополнительного финансового ресурса нам трудно ожидать, кроме того, что уже выделяют. Значит, надо направить то, что есть, на помощь тем, кто находится в самой сложной ситуации. И это нам вполне по силам.
К разговору присоединилась редактор Самарского филиала "РГ" Ирина Чечурина:
- Минстрой России ищет компании, которые могли бы восстанавливать новые регионы. Учитывая положение на строительном рынке в Центральной России, многие компании, например, в Пензенской области, хотели бы там строить. Как вы считаете, Сергей Николаевич, нужны особые меры поддержки тем, кто рискнет на такой бизнес? Например, снижение налогового бремени?
- Я бы посмотрел на эту ситуацию с двух сторон. Если мы говорим о привлечении компаний, которые будут работать в условиях повышенного риска, где постоянно идут обстрелы, то туда гражданских строителей пока не пускают. Если же мы говорим о тех местах, где боевых действий уже нет, об освобожденных территориях, то там строители работают, как и в других регионах России. Вторая сторона этой медали: инвесторы, которых мы хотим привлечь на новые территории для их восстановления. Вот для них нужно создавать привлекательные условия, преференции, чтобы они со своими деньгами пришли в эти непростые регионы.
Обсудили на встрече и самые болевые точки для бизнеса. Главную из них назвала собкор по Омской области Светлана Сибина: "Это непомерные кредитные ставки. ЦБ на этот раз свою ключевую ставку не повысил. Но и не понизил".
- Да, это главная проблема для бизнеса всех масштабов, - согласился Сергей Катырин. - От нее зависит доступность к финансовому ресурсу. Особенно это касается тех, кто находится в длинном цикле производства. Конечно, при ставке 21% работать сложно. Это ведь только ставка ЦБ, а при оформлении кредита бизнесом проценты будут еще выше. В таких условиях в принципе невозможно работать. Ни одна отрасль, ни один вид деятельности не осилит.
- Удивительно, что кто-то еще работает!
- Работает, но не развивается. Более-менее уверенно держатся на плаву те, у кого короткое плечо, чтобы взять деньги, провести их оборот и вернуть. Как, например, в торговле, хотя и здесь тоже с огромным трудом.
- Почему же тогда ЦБ держит такую ставку? Что, других мер борьбы с инфляцией нет?
- Не от хорошей жизни ЦБ держит такую ставку. Инфляция у нас действительно не маленькая. С ней борются во всем мире. А основной инструмент здесь - ставка ЦБ. К сожалению, пока других еще не изобрели, хотя они тоже есть, но не настолько влиятельные. Как только повышается инфляция, начинают повышать ставку. Естественно, это давит на экономику. К тому же в сложившейся ситуации есть опасность стагнации экономики. Здесь между Сциллой и Харибдой надо пройти - дело очень непростое.
- Через месяц ЦБ снова будет принимать решение по ключевой ставке. Если бы это пришлось делать вам, как бы вы поступили?
- За месяц многое может произойти. Но по ситуации на данный момент, я бы как минимум оставил ставку прежней. Как максимум - думал бы о снижении, чтобы подать сигнал экономике в целом и предпринимательскому сообществу, что у нас все-таки движение будет на уменьшение ставки и на поддержание экономики. Да, мы не можем допустить стагнации, поэтому нужно думать, каким образом экономика должна работать при таких ставках.
На Дальнем Востоке достаточно много компаний, которые нацелены на сотрудничество с бизнесом Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Но есть проблема. Как расплачиваться с партнерами? Этот вопрос, который волнует бизнес и в других регионах, задала редактор филиала "РГ" на Дальнем Востоке Татьяна Дмитракова:
- Сергей Николаевич, в последнее время предприниматели, которые работают с иностранным бизнесом, наткнулись на серьезный барьер - трансграничные платежи. Они либо идут очень долго окольными путями, либо не проходят вообще. Тормозится как экспорт, так и импорт. И это общая проблема. Какие меры способны ее решить?
- С некоторыми странами мы уже достаточно неплохо наладили взаиморасчеты в национальных валютах. Но это индивидуальная работа: с Китаем, Индией. Конечно, все ищут пути. Для всех неприемлемо, когда зависишь во внешней торговле от чьих-то прихотей: хотят - разрешат пользоваться SWIFT и торговать в долларах, не хотят - запретят.
- И какие есть варианты?
- БРИКС серьезно занимается проблемой трансграничных платежей и взаиморасчетов между странами во внешней торговле. Один из вариантов - создание платформы, где можно было бы оперировать цифровыми валютами. Тема очень непростая. Я тоже ею занимаюсь как председатель российской части Делового совета БРИКС. И мы видим, что это наиболее реальный вариант. Цифровые валюты уже есть у нас, у китайцев. Многие страны работают над тем, чтобы их создать. Но тут надо каким-то образом вырабатывать и эквиваленты цифровых валют. Это серьезная работа центральных банков, министерств финансов. То, что такая работа идет, я могу сказать точно. У нас в Деловом совете БРИКС есть рабочая группа, которая этой темой занимается. И на государственном уровне идет работа.
Сравнительно новый бизнес - маркетплейсы - переживает бурное развитие. Электронная торговля оказалась выгодной для жителей и крупных городов, и глубинки. Да и для бизнеса в целом. Казалось бы, благо для всех, рассуждает редактор Самарского филиала "РГ" Ирина Чечурина. Но и здесь у предпринимателей есть проблемы.
- Бизнес очень часто жалуется, что его права ущемляют на маркетплейсах и их владельцы, и покупатели. Много случаев мошенничества, обмана, краж, порчи продукции. Сергей Николаевич, нужно ли здесь законодательное регулирование, чтобы защитить тех, кто реализует свою продукцию на маркетплейсах?
- Есть два подхода к этому, и по ним сейчас идет спор. Первый - подготовлен проект закона, закрепляющий правовые основы платформенной экономики в России. Это попытка описать ответственность всех участников новой отрасли: маркетплейсов, сервисов заказа еды и такси, поиска исполнителей услуг и так далее. Второй подход: многие наши коллеги считают, что одного закона о платформенной экономике будет недостаточно, чтобы отрегулировать все вопросы в деталях по маркетплейсам. И предлагают принять отдельный закон, посвященный только маркетплейсам, где расписать права и обязанности всех: кто сдает товар на продажу, кто продает его и кто покупает.
- Вы какой вариант поддерживаете?
- Мне ближе второй. Безусловно, надо законодательно защитить всех участников интернет-торговли. И как можно скорее. Этот рынок быстро развивается. В России по итогам девяти месяцев прошлого года 15% розницы прошло через маркетплейсы. Это 6,2 трлн рублей, на 40% больше по сравнению с 2023 годом. Рост очень быстрый. И пропорционально ему увеличивается и количество проблем, с которыми сталкиваются все участники этого рынка.
Разговор о маркетплейсах продолжила редактор филиала "РГ" в Новосибирске Нина Рузанова.
- Сергей Николаевич, удалось ли нашим маркетплейсам потеснить в России зарубежные площадки? И какие наши позиции за границей?
- У нас 97% платформенной торговли - российские маркетплейсы. Остальное - трансграничные, это то, что из-за границы выходит на наши площадки. Если же говорить о наших возможностях за рубежом, то сейчас Российский экспортный центр работает над тем, чтобы создавать там свои площадки. 36 уже работают в семи странах. Одна из них, например, в США. По ним 4,5 млн операций в год проходит. Это, конечно, копейки, но тем не менее движение есть.
- Нужно ли поддерживать наших предпринимателей, которые хотят торговать на зарубежных маркетплейсах?
- Товары, которые востребованы и на рынке необходимы, поддерживать особо не надо. Нет смысла вкладывать дополнительные средства. А вот 36 торговых электронных домов, о которых я говорил, поддержать надо. Это в наших интересах, чтобы российские товары продвигались за рубеж. Поддержка экспорта - задача Российского экспортного центра. ТПП России старается ему помогать. У нас в 40 странах есть свои представительства. С 76 странами созданы деловые советы. Там работают эксперты, которые могут подсказать, какие маркетплейсы пользуются популярностью в той или иной стране, изучить условия и проконсультировать, как туда войти. По прогнозам, четверть торговли в мире к 2030 году уйдет в маркетплейсы. Это огромнейшие объемы. Те, кто будет там успешно работать, получат достаточно серьезный сегмент в экспорте. И принесут не только себе, но и стране хорошую прибыль.
Маркировку "Честный знак" ввели в торговле шесть лет назад. На 20 товарных группах уже есть такие марки, например, на пиве, одежде, обуви, молочке, питьевой воде, кормах для животных, БАДах.
Благодаря этой метке можно узнать все о покупаемом товаре. Она дает возможность проследить его путь от изготовителя до магазина или пункта выдачи заказов маркетплейсов. С 1 марта начнется уже третья волна маркировки одежды. Это будет 12 групп товаров, например, мужское и женское белье, детская одежда, купальники, галстуки и прочее.
Казалось бы, все логично и всем выгодно. Однако у собкора "РГ" по Ярославской области Александра Шиханова другая информация. В его регионе один из самых резонансных вопросов, который вызывает полемику в бизнес-среде, - это как раз национальная система маркировки товаров "Честный знак".
- С ее использованием возникает очень много проблем. Сергей Николаевич, какова здесь позиция ТПП?
- Это один из острейших вопросов, которым занимается ТПП России. И он волнует бизнес не только в Ярославской области. Мы встречались с центром, который является оператором этой маркировки, высказывали свои замечания, пожелания, чтобы как-то по-другому выстроить работу. Скоро мы снова едем к ним продолжать разговор.
- То есть вы на стороне бизнеса?
- Конечно. Во-первых, вводить такую маркировку достаточно дорогое удовольствие для бизнеса, тем более - для малого. Например, надо приобрести специальное оборудование. Во-вторых, там, где уже ввели маркировку, происходят сбои в программе. То прочитать марку не могут, то вообще программа вырубается. В-третьих, какого-то серьезного обоснования при введении маркировки в тех или иных отраслях, для тех или иных продуктов мы, честно говоря, не видели. Недавно к нам пришли кондитеры, говорят: "Сейчас на конфеты собираются вводить маркировку, помогите разобраться". Пригласили коллег из центра, замминистра промышленности, начали разбираться, как предполагается действовать. Если на каждую конфетку клеить марку - сколько она будет стоить? Кто их купит за такие деньги? На коробку, наверное, можно клеить. Но в кондитерке 40% развесное. Вопросов у нас очень много.
- Но бизнес, в принципе, не против маркировки "Честным знаком"?
- Честные предприниматели не против. Но надо решить все вопросы, и не только те, о которых я говорил. Для начала обосновать, зачем нам нужно маркировать "Честным знаком". В стране много контрафакта? Наклеим марки и решим проблему? Тогда давайте проведем эксперимент. Обнародуем его итоги. Это - работает, а это - не работает. Наверное, тогда не будет и многих вопросов. У меня сейчас, например, самый большой вопрос: кого допускают к приобретению марок? Вот вы решили маркировать питьевую воду как производитель. Закупаете марки. А будете вы производить воду в таком количестве, сколько марок у вас, или не будете? Этого никто не знает. И куда вы денете лишние?
- К вам много приходит жалоб от тех, кто уже промаркировал свою продукцию?
- Приходят. Им обидно. Как это так: мы на совесть работаем, маркируем "Честным знаком", производим все, что соответствует ГОСТам. А рядом из-за границы привозят неизвестно что, клеят марки и продают как свое производство. Проверки же у нас сейчас ограничены, практически вообще убраны, Роспотребнадзор не может проверять, если нет жалоб. Прокуратура не дает разрешение на лишние проверки. А как нам разобраться? С той же водой. Приобрел марок, допустим, на 100 бутылок - тогда покажите, что 100 бутылок вы продали. В этом плане должен быть фильтр, который бы не давал возможности этими марками торговать, где хочешь. Кстати, сегодня на рынке купить эти марки - вообще не вопрос. В общем, надо вместе с бизнесом обсудить все возникшие проблемы и снять их. Иначе не добьемся той благой цели, ради которой ввели "Честный знак".
Ирина Чечурина: У нас два раза в году есть длинные праздничные выходные - на Новый год и в мае. И многих предпринимателей они очень раздражают. Как вы относитесь к таким "каникулам"? Мешают они бизнесу?
Сергей Катырин: Вообще, все мы любим праздники. Правда, не все имеют возможность куда-то поехать, как-то особенно отдохнуть. Таким людям длинные праздники, может, и в тягость. Но это не значит, что их надо отменять.
Что касается бизнеса, то если это непрерывное производство, то там нет длинных праздников. А для ресторанов, кинотеатров, сферы обслуживания праздники - самый золотой период, когда они больше всего зарабатывают. Конечно, есть компании, у которых в этот период падает производство, доходы. Им такие длинные праздники в тягость. Здесь надо уважать мнение разных людей. И больше дать свободы предприятиям, чтобы они сами решали, какие у них должны быть праздники - длинные или нет.
Ирина Чечурина: Если бы от вас зависело, сократить длинные праздники, увеличить или вообще отменить, что бы вы сделали?
Сергей Катырин: Отменять ни в коем случае нельзя. Есть такие праздники, которые должны быть обязательно. Сократить? Если есть необходимость работать в праздничные дни, то можно и сократить. Так мы поступаем в ТПП России. Если знаем, что к нам придут люди за услугами (их у нас более 500 видов), значит, будем работать.