В Москве запускают беспилотные поезда метро и трамваи

"Москва-2024" станет первым беспилотным поездом в московском метро
Департамент транспорта Москвы объявил о подготовке к запуску первого в России беспилотного поезда в метро. Выйдет в дорогу он уже в этом году. Однако машинисты метропоездов и те, кто только еще получают эту профессию, могут выдохнуть. Без работы они не останутся, по крайней мере пока.
Специалисты, различные датчики и приборы помогут ИИ стать опытным машинистом.
Специалисты, различные датчики и приборы помогут ИИ стать опытным машинистом. / Сергей Михеев

История вопроса

Беспилотный транспорт - не ноу-хау Москвы. Помню свое первое впечатление, когда еще в 1996 году, оказавшись в Лондоне, была потрясена тем, что линия до Гринвича курсирует без машиниста. Более того, я села на одно из кресел, расположенных там, где в обычном поезде находится его кабина. И на каждой станции пассажиров по несколько раз через динамик предупреждали, что поезд следует без машиниста, а значит, надо соблюдать повышенные меры безопасности. Ходят такие составы и в Париже. Более того, сейчас там на трех ветках, включая самую старую (открытую в первые годы прошлого века) и самую молодую (построенную в 1998 году), пассажиров возит искусственный интеллект. Все эти линии объединяет то, что они не слишком загруженные и не очень длинные. На самых загруженных ветках метрополитена обоих городов составы по-прежнему водят машинисты.

БКЛ готова к новшествам

Московский метрополитен - один из самых напряженных в мире. Каждые сутки он перевозит 9,4 миллиона пассажиров. Только Большой кольцевой линией в день пользуются 1,3 миллиона человек. Так востребована она не случайно, ведь это самая длинная кольцевая линия в мире. Длиной 70 километров, с 31 станцией, она открылась совсем недавно - в 2023 году. Понятно, что именно она оснащена самым современным оборудованием. На ней установлены автоматические светофоры, есть автоблокировка движения, что уже позволяет тормозить состав без участия машиниста поезда. А на нескольких станциях использована технология 5G. Все это как раз и позволяет внедрять систему полностью автоматического управления поездом.

"Мы приступаем к подготовке проведения первого этапа запуска беспилотного поезда метро, - рассказал журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. - Испытания беспилотного поезда начнем на новой линии метро - Большой кольцевой. Для организации беспилотного движения на БКЛ проложим на всем пути технологическую сеть 5-го поколения (5G). Это позволит обеспечить надежную и сверхбыструю связь для взаимодействия с инфраструктурой". По его словам, запуск беспилотного движения станет историческим событием для столичной подземки. Более того, уверен Максим Ликсутов, инновационный проект обладает значительным потенциалом. Он может стать платформой для новых технологических решений.

Замначальника Московского метрополитена Юлия Темникова добавила, что с запуском проекта приоритетными останутся две важные составляющие. "Это сохранение самых коротких в мире интервалов движения в часы пик, а также безопасность пассажиров", - сообщила она.

После удачного проведения испытаний технологию будут внедрять и на других современных линиях метро. Сейчас в Москве, напомню, строятся одновременно три новых радиуса подземки: Троицкая, Рублево-Архангельская и Бирюлевская линии. И конечно же, они будут оснащены также новейшим оборудованием, что позволит внедрять там любые технологии.

Первым же беспилотником на БКЛ, как стало уже известно, станет поезд последнего поколения "Москва-24". Для эксперимента его оборудуют дополнительной аппаратурой, датчиками и прочим. Когда он выедет в первый маршрут - пока не сообщается. Но по опыту других беспилотных инноваций, внедряемых в Москве, известно, что экспериментальный период не длится дольше двух-трех лет.

В столичной подземке первым беспилотным поездом станет "Москва-2024". Фото: Дептранс Москвы

"Львенок", "Ласточка" и другие первопроходцы

Первым же рельсовым беспилотником в российской столице стал трамвай "Львенок-Москва". В тестовом режиме его запустили еще в мае 2024 года по маршруту N 10 в районе Строгино: от станции метро "Щукинская" до улицы Кулакова. Первый этап обкатки беспилотной системы и обучения ее вождению в условиях города завершился благополучно. Инновационный транспорт проехал более 3,2 тысячи километров по городу и ни разу не нарушил правила дорожного движения. Сейчас, на втором этапе испытаний, сама система будет принимать решения в условиях города, без подсказок специалиста. И уже сентябре, не исключено, что ко Дню города, первый в России беспилотный трамвай начнет регулярные поездки с пассажирами. При этом, как сообщается, в кабине или салоне будет находиться сотрудник транспортного комплекса для визуального наблюдения за движением. Как говорят в департаменте транспорта, это уникальный проект, до сих пор ни один город в мире не организовал регулярную перевозку людей на таком виде транспорта. К слову, уже готов вступить в эксперимент и второй беспилотный "Львенок-Москва". Трамвай для этого переоборудовали: предусмотрели в нем место для аналитиков в салоне, установили радары, лидары (лазерные локаторы) и камеры. Как рассчитывают власти, к 2027 году более 80 процентов трамвайного подвижного состава будет оборудовано автоматизированной системой управления. Освободившихся вагоновожатых переучат на другие профессии.

Еще один рельсовый эксперимент проходит на Московском центральном кольце (МЦК). Российские железные дороги минувшим летом запустили по кольцу беспилотный состав "Ласточка". Отличается он от аналогичных наличием внешних датчиков в передней части состава. В кабине присутствует машинист. Он пока открывает и закрывает двери поезда, остальное управление отдано на откуп искусственному интеллекту. Как заявляют в РЖД, это третий этап внедрения автоматизации. Впереди самый ответственный - четвертый, когда состав поедет без машиниста, но с пассажирами. И повезет их в таком режиме отечественная разработка, аналог "Ласточки" - поезд "Финист". Будет ли у него кабина или, по примеру Лондона, поставят только пассажирские кресла, пока не сообщается. Готов он будет не ранее будущего года, к этому времени, надеются железнодорожники, и система полностью будет готова к беспилотным перевозкам. Нарекания пока связаны с инфраструктурой, в частности нестабильной связью с диспетчерами.

Беспилотный трамвай преодолел более 3,2 тыс. км по городу, не нарушив ПДД. Фото: Дептранс Москвы

Для того чтобы и дальше внедрять на городском транспорте самые передовые технологии, с прошлого года на западе столицы, в районе Кунцево, открылся Центр развития электротранспорта и беспилотных технологий. Как подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин, этот центр станет местом появления интонационных решений, которые определят облик московского транспорта на десятилетия вперед.

Кстати

В нашей стране самый первый беспилотный транспорт в качестве эксперимента начал курсировать по территории инновационного кластера "Иннополис" в Казани в 2018 году. Машины-беспилотники перевозят там гостей. В Москве первым беспилотником стало такси. Но машины пока так и не выехали за пределы Юго-Западного округа.