Как развитие Дальнего Востока и даже Арктики связано с развитием там музейного дела

Елену Гагарину наградили медалью министерства по развитию ДВ и Арктики
Развитие Дальнего Востока и даже Арктики связано с развитием там музейного дела? Алексея Чекункова, министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, в этом убеждать не надо. Он сам кого хочешь убедит. Знаком признания роли музейщиков в развитии отечественного Востока стало вручение им медали "За содействие Минвостокразвития России" генеральному директору Музеев Московского Кремля Елене Гагариной.
Музеи Кремля подготовили несколько ярких выставок во Владивостоке и Хабаровске. Елена Гагарина на вручении ей заслуженной награды.
Музеи Кремля подготовили несколько ярких выставок во Владивостоке и Хабаровске. Елена Гагарина на вручении ей заслуженной награды. / Сергей Куксин

Казалось бы, где Музеи Московского Кремля и где Дальний Восток? Но за последние шесть лет Музеи Кремля подготовили несколько ярких выставок специально для музеев-партнеров во Владивостоке и Хабаровске. Начали с проекта "Карта России - вехи истории", где историю от географии не отделить. Продолжили показом орденов и шире - наград Российской империи ("За службу и храбрость. Награды России"), а в 2022-2023 годах показали выставку, посвященную Петру I ("Царь Петр Алексеевич. Накануне империи"). А завершили - роскошным проектом "Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства" в Музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Такой выставки и Москва не видела.

Для Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова Музеи Кремля сделали выставку, названную просто "Золото!" и посвященную первому драгоценному металлу и символу власти и могущества. Античные монеты времен Филиппа и Александра Македонского, царские золотые ковши, которыми московские цари жаловали за службу, "золото домашнее", то бишь с первых российских приисков, из которого в 1721 году были выполнены небольшие медали в честь заключения Ништадтского мира со Швецией... Это лишь часть драгоценных экспонатов из собрания Музеев Московского Кремля.

Елена Гагарина, говоря о проектах Музеев Кремля для жителей Дальнего Востока, подчеркивает взаимный интерес музейщиков: "Мы делаем те проекты, которые интересны и нам, и музею, в который мы привозим произведения, хранящиеся в Кремле. Нам важно показать раритеты в новом контексте, а значит - включить их в новые сюжеты экспозиции. А музеи Хабаровска и Владивостока получают проекты, созданные специально для них. Подобные проекты мы делали только за рубежом".

Мы расспросили директора музея во Владивостоке Виктора Шалая о сотрудничестве с Музеями Московского Кремля и ставке на любознательных туристов.

Ваше сотрудничество с Музеями Московского Кремля продолжалось шесть лет. Какую роль оно сыграло в развитии музея Дальнего Востока?

Виктор Шалай: Мы исходим из того, что деление на провинцию и метрополию неуместно, когда речь идет об общем культурном наследии страны. А поскольку Дальний Восток - это "молодые" земли России, то ощущение причастности к общей истории и культуре страны для нас как музея и наших зрителей особенно важно.

Как зрители приняли недавнюю выставку "Эпоха Фаберже..."?

Виктор Шалай: С восторгом. Это был исключительный опыт для музея. Такие блистательные выставки из Оружейной палаты Московского Кремля и до пандемии были редкостью в музеях мира. Это очень дорогое удовольствие. Чтобы его окупить, нужен подготовленный зритель. И музей к нему должен быть готов - и с точки зрения инфраструктуры и работы со зрителями, и с точки зрения гарантий безопасности. Это был опыт сложный и вдохновляющий. Мы как бы примерились к роли институции, работающей на новом уровне - мировых музеев.

Из Владивостока в города Южной Кореи ежедневно восемь рейсов в день. Для сравнения - в Москву три рейса

Насколько велика доля иностранных туристов среди зрителей Музея им. Арсеньева? Преобладают китайские туристы?

Виктор Шалай: Я бы не сказал. Обеспеченные туристы, которые путешествуют с семьей, друзьями, в одиночку, отправляясь в Россию, предпочитают Петербург и Москву. Мы можем только мечтать о таких туристах. Экономика турфирм, которые привозят группы туристов во Владивосток, построена на минимальной стоимости тура. Люди едут на шопинг. У них мало времени и ограниченный бюджет. Шансы, что они придут в музей, почти нулевые.

До пандемии в музее было много туристов из Южной Кореи. Как правило, это была молодежь, которая прилетала во Владивосток на выходные. Красивый город, вкусная еда, есть что посмотреть. Час двадцать полета - и ты в европейском городе, где можно и на концерт Мариинского театра сходить, и выставку Музеев Московского Кремля посмотреть. У нас из Владивостока в города Южной Кореи ежедневно было восемь рейсов в день. Для сравнения - в Москву было три рейса каждый день. Сейчас ситуация иная. Но все меняется. Поживем - увидим.

Какие проекты ждут зрителей в этом году?

Виктор Шалай: Выставка "117 дней после Победы", посвященная 80-летию Победы, расскажет об операции в Маньчжурии Красной армии, об освобождении Кореи, Южного Сахалина и Курил.

В этом году нашему музею 135 лет. Среди юбилейных выставок ждем выставку о культуре домонгольской Руси, где мы будем сотрудничать с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.