Режиссер фильма "У края бездны" Максим Фадеев рассказал о работе военных документалистов на передовой

Режиссер Максим Фадеев: Задача кинодокументалиста - увековечить подвиг бойцов
В прокате продолжает свое шествие тетралогия "У края бездны" - первый полнометражный неигровой фильм об СВО. "Сильный, честный и очень печальный". Так о фильме, снятом в самом пекле боев за Мариуполь, отозвался зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. Зрители в подавляющем большинстве с этим мнением согласны. Успех? Создатели могут праздновать победу? Увы, в этой бочке меда не обошлось без ложки дегтя. О проблемах, с которыми столкнулись документалисты, "РГ" говорит с режиссером фильма Максимом Фадеевым.
Максим Фадеев: Конечно, "У края бездны" - во многом фильм-предостережение.
Максим Фадеев: Конечно, "У края бездны" - во многом фильм-предостережение. / Сергей Куксин

Максим, я сильно отойду от истины, если скажу, что войну в Донбассе вы снимаете с первых дней?

Максим Фадеев: Не отойдете, даже если скажете - с первых часов. По сути, я был первым народным кинооператором, который снимал это противостояние. Еще 1 декабря 2014 года, после столкновений в Киеве возле офиса президента сторонников Евромайдана с внутренними войсками, я понял, что будет война, и сразу начал к ней готовиться: покупать видеооборудование и экипировку. Но не ожидал, что она меня застанет в моем родном Славянске. В мае 2014 года начались обстрелы. Что мне оставалось? Не сидеть же в подвалах, затопленных канализацией.

Сначала я снимал последствия обстрелов в городе, а в один из дней сел на велосипед, взял камеру и поехал на окраину, где разгорались боевые действия.

Это же было равносильно самоубийству!

Максим Фадеев: Об этом я не сразу подумал. Я спросил у ополченцев на блокпосту - могу посмотреть, что там за городом происходит? Мне сказали: езжай, заодно нам расскажешь. Помню, заехал в деревню, где несколько дней назад был бой, обе стороны отступили, и никто из них не знал, вернулся ли противник. Это было довольно экстремально. Я понимал, что прилететь может со всех сторон. Но особенно запомнил случай, когда я прорвался на наши позиции после штурма города и никого на этих позициях не нашел. Вокруг все разбито, и за кем этот участок остался - тоже неизвестно. Вскоре нашел своих - они были в укрытиях, но дозу адреналина успел получить.

Но, кажется, это вас не напугало, потому что дальше вы с ополченцами прошли все адские точки Донбасса.

Максим Фадеев: Я сначала прибился к Арсену Павлову, Мотороле, благодаря ему попал в Донецкий аэропорт и снял, как наши парни за него бились.

"Спарта" всегда бок о бок дралась с "Сомали", так я познакомился с их командиром Гиви. Батальон практически полностью состоял из обычных донбасских мужиков, которые взяли в руки оружие, чтобы защитить свой дом. Многие приходили чуть ли не подростками. Тот же Воробей, один из командиров "Сомали" и Герой России, напросился в батальон сразу же после совершеннолетия. Вы его можете видеть в фильме "У края бездны". К сожалению, он потом погиб, как практически все, с кем я был рядом все эти годы.

Но они остались в ваших фильмах.

Максим Фадеев: Это и есть одна из задач кинодокументалиста - увековечить подвиг бойцов и сформировать образ героя для народа. Еще одна - показать, что война - это не компьютерная стрелялка и не эпичный боевик, а рукотворный ад. Причем показать - крупным планом. Этим и отличается военный документалист: мы сутками живем рядом с бойцами, снимаем штурм в режиме реального времени.

Задача документалиста - увековечить подвиг бойцов и показать, что война - это не компьютерная стрелялка и не эпичный боевик, а рукотворный ад

Вы снимали в Мариуполе в общей сложности целый месяц, прошли с "сомалийцами" от городской окраины до Азовского моря. В какой момент вы сами поняли, что оказались у края бездны?

Максим Фадеев: Когда мой дрон взлетел над центром Мариуполя и я увидел войну сверху. С земли этого не видно, и потому всего масштаба происходящего ты не осознаешь. Город горел, украинские танки работали по домам, жители убегали. В этот же момент сбили наш самолет, летчик успел выпрыгнуть, но падал он на территорию, занятую ВСУ, и по нему открыли огонь. В это же время маленькая группа Воробья, всего семь человек, продвигалась по проспекту Металлургов и вбегала в огромный квартал, который нужно было зачистить от нациков. И над всем этим разносился рык льва, убежавшего из мариупольского зоопарка и мечущегося по дворам! Я стоял и думал: блин, но ведь сейчас 2022 год, как люди могли все это допустить?

Эта эмоция читается в названии фильма…

Максим Фадеев: Конечно, во многом это фильм-предостережение. Ведь весь ужас этой войны в том, что большинство людей предпочитают ее не замечать. Мариуполь восемь лет находился в 20 километрах от линии фронта, не понимая, что он стоит на пороге войны, у края бездны. Никто просто не верил, что этот ад их коснется.

Получается, на этой войне документалист - это что-то вроде политрука?

Максим Фадеев: В нашем кино мы просто показываем войну такой, какая она есть, даже не комментируя ее. Просто транслируем картину из того мира в этот. Это эффективнее прямолинейной пропаганды. Недавно один зритель нам сказал: "Я до вашего фильма был против СВО, но вы меня своим кино ни в чем не убеждали и потому убедили, что правда на нашей стороне". А сколько мы за 10 лет своей работы получили писем от тех, кто ушел воевать или стал волонтером, увидев наши картины. Это не то, что мы ставим себе в заслугу, просто факт.

Вы первопроходцы: пробились с кино об СВО в онлайн-кинотеатры и зрительные залы.

Максим Фадеев: Пробились - это точное слово. Коллеги, продюсеры, специалисты из сферы кинопроката и онлайн-платформ нам говорили: народ не поймет, он не будет это массово смотреть, народу нужно развлечение, а не тяжелое кино про войну. Мы отвечали: народ сам спонсировал это кино, нам присылали деньги тысячи людей, и теперь они хотят увидеть это кино на экранах. Да и с чего вы взяли, что тяжелое кино об СВО не соберет зрителя? В итоге осенью мы попали в онлайн-кинотеатры и сразу же взлетели в топы. Без единого рубля на рекламу! Теперь то же самое проходим с сетями кинотеатров. Здесь сложнее, их гораздо больше, чем онлайн-платформ, и разговаривать приходится с каждым. К тому же некоторые владельцы киносетей живут за границей.

На сегодня картина такая. Большинство кинотеатров нам в прокате отказали, некоторые сделали это по откровенно надуманным причинам, а те, кто взял в прокат, как правило, показывают фильм один раз в день, где-то в обед, не ставят афиши фильма и никак не занимаются информированием своей аудитории о прокате "У края бездны". Два разных мира. И мы не понимаем, как наш фильм продвинуть в этот мир. Да, кое-что у нас получилось, но ситуацию мы не переломили. И если первая серия из наших четырех шла в 152 кинотеатрах, то третья уже только в 80.

Дословно

Владимир Мединский, помощник президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества:

"Процитирую Д. Медведева - точно сказано.

"Так никогда раньше не снимали документальное кино про войну. Не было возможности так снимать. Не было такой техники. Не было такой ценностной установки. А теперь сняли. Получилась хроника подвига.

Хроника того, как воюют за каждый метр нашей земли, как спасают беспомощных гражданских и как уходят из жизни наши герои.

Хроника будущей Победы…"

Это про фильм "У края бездны" о боях за освобождение Мариуполя, снятого с огромным риском для жизни рядом со штурмовиками батальона ДНР "Сомали". Про войну, начавшуюся в 2014м. Непростое и очень тяжелое кино.

Нужно посмотреть".