Над уникальным проектом вместе с компанией-партнером трудятся студенты и инженеры Московского политехнического университета.
О студенческом электрокаре, а также о том, как подготовить инженера-лидера и так ли страшны изменения в правила приема в вузы, "РГ" поговорила с ректором Московского политеха Владимиром Миклушевским.
Владимир Владимирович, вступили в силу новые правила приема в вузы, они будут действовать до 2029 года. До вступительной кампании - чуть больше трех месяцев. На что абитуриентам обратить внимание?
Владимир Миклушевский: Основное нововведение, на наш взгляд, - отмена подачи оригинала документа об образовании для зачисления на бюджет. С этого года вас внесут в список первокурсников только на основании согласия на зачисление. Оригинал аттестата или диплома СПО нести не нужно. Да и само согласие можно подать в электронном виде - через портал Госуслуг.
Также советую внимательно отнестись к выбору образовательных программ, так как на части направлений и специальностей изменился перечень вступительных испытаний. Например, у нас в Московском политехническом университете абитуриентам для поступления на программу "Транспортный и промышленный дизайн" теперь потребуются результаты не только Единого госэкзамена по русскому языку, но и по литературе.
А ограничение платного приема вас не настораживает? Если раньше вуз мог увеличивать "план" по контракту по мере получения запросов, то теперь это невозможно.
Владимир Миклушевский: Мы уже к 20 января - дате публикации правил приема в каждом вузе - установили количество мест для платников. Провели глубокий анализ, определили потребность в местах по каждой образовательной программе. Никаких проблем. Рассчитываем, что мест хватит для всех.
С 2026 года на все технические направления обязательно будут требовать ЕГЭ по физике. А вот русский может превратиться в "зачет". Согласны с такой инициативой?
Владимир Миклушевский: Физика, несомненно, важна для технических направлений, это фундаментальная дисциплина для инженерного образования. В Московском политехе, как и в других технических вузах, многие абитуриенты и сейчас сдают физику, но это их осознанный выбор, а не обязательное требование. Но чтобы требовать ЕГЭ по физике от всех технарей без исключения, надо прежде подумать: а смогут ли школы дать нам людей, готовых к обязательной сдаче физики? Помните, уже было время, когда физику боялись сдавать. Сейчас дело чуть пошло на лад. Но если введем резко (а 2026 год, на мой взгляд, - резко) обязательный экзамен, боюсь, поток людей на инженерные направления также резко упадет. А нам нельзя этого допустить.
Нам нужны единые стандарты преподавания физики, нужно повышать качество образования в школе. Это не быстро. А значит, нам, вузам, надо чуть адаптироваться, строить так программы для первокурсников, чтобы, при необходимости, "подтягивать" тех, кто приходит с недостаточной подготовкой по физике. Мы можем восполнить пробелы. Это позволит решить проблему, а не просто обсуждать идеальные сценарии. На пути к идеалу нужно учитывать реальные условия и вызовы. И я бы здесь предложил оставить возможность вузам выбирать тот или иной набор экзаменов.
А что касается русского языка, тут у меня вообще нет сомнений. Без ЕГЭ по русскому инженеру вход в вуз закрыт. Инженер - это не только технический специалист, но и образованный профессионал, который должен уметь грамотно и точно выражать свои мысли на родном языке. Так что перевод русского языка в формат "зачет-незачет" при поступлении на технические специальности считаю нецелесообразным.
Инженеры Московского политеха участвуют в разработке уникального российского электромобиля категории L7. Правда, что делают его, в том числе, и студенты?
Владимир Миклушевский: Электрокар - проект компании "Автотор Холдинг", в котором участвуют специалисты и нашей Передовой инженерной школы электротранспорта. Это одновременно конструкторское бюро, где работают уже состоявшиеся молодые инженеры, и база, на которой учатся наши магистранты. Уникальность проекта - в комплексном подходе к импортозамещению. Инновационная конструкция с использованием полимерных материалов позволила снизить вес автомобиля и оптимизировать производственные затраты. Все основные комплектующие электромобиля - двигатель, инвертор, платы управления, аккумуляторы - разработаны и произведены в России.
В рамках проекта мы создали универсальный носитель агрегатов - своеобразную "лабораторию на колесах". Это передвижная установка, которая позволяет тестировать различные компоненты и системы в движении. Она может использоваться для испытаний разных транспортных средств от класса L7 до легких коммерческих автомобилей, что значительно упрощает и ускоряет разработку новых моделей.
Специалисты Передовой инженерной школы электротранспорта оптимизировали подвеску, разработали CAN-шину. Благодаря применению современных IT-технологий, включая 3D-моделирование, виртуальные испытания и цифровые двойники, нам удалось снизить число дорогостоящих натурных испытаний и ускорить процесс разработки.
Наши магистранты, благодаря работе старших коллег над этим проектом, накапливают знания и изучают опыт ведущих инженеров. А еще активно участвуют в других наших проектах. В частности, проводят испытания гоночных автомобилей на специальном симуляторе, который позволяет, например, видеть крены, рассчитывает с учетом заданного коэффициента сцепление с дорогой, показывает, как работает подвеска, - и все в цифровой модели.
Когда электрокар появится на дорогах и кому будет удобно на нем ездить?
Владимир Миклушевский: Автомобиль предназначен для эксплуатации в городских условиях и ориентирован на студентов, молодые семьи, городские службы, каршеринг и сервисы доставки. Особенность этого транспортного средства - облегчённый кузов из полимерных материалов, для производства которого не требуются дорогостоящие технологические процессы. На данный момент проект вышел на стадию изготовления предсерийной партии электромобилей.
А вообще, почему вдруг электрокар?
Владимир Миклушевский: В России разное отношение к электромобилям. Но понимания, что за ними - будущее, пока нет. А во многих странах уже есть. Например, в Китае очень большой процент электромобилей. Почему? Не только из-за экологии, как принято считать, но, прежде всего, из-за того, что это более простая конструкция, не нужен сложный блок управления двигателем, не нужна коробка передач, которая тоже довольно сложна в изготовлении и стоит дорого. Электрокар - это сильное упрощение автомобиля, но с сохранением всех основных его функций. Плюс быстрый вывод на рынок разных модификаций, потому что все работает, как я уже говорил, на одной платформе.
Получается, наука и практика в техническом вузе сегодня - это почти производство?
Владимир Миклушевский: У нас научно-техническое производство с уровнем технологической готовности 7-8, потому что 9 - это уже как раз производство на заводе. А наша задача - довести модель, заказ до наивысшего уровня перед девятым. Не во всех вузах это понимают и умеют.
У вас есть сюрприз для абитуриентов к началу приемной кампании?
Владимир Миклушевский: Да! Мы планируем сделать отдельный трек по подготовке инженеров для технологического лидерства. Сегодня у нас в основном развит институт массовых профессий. И такие люди очень нужны, например, эксплуатационщики. Однако для успешной работы в высокотехнологичных областях нужны классные разработчики. У нас в планах подготовить 200 таких профи к 2030 году. Это будет отдельная категория специалистов, отбор которых начнется после второго курса.
Первые два года студенты будут учиться в общем потоке, а затем произойдет разделение на группы для углубленного изучения теории. Разработчики должны обладать глубокими знаниями, чтобы быть готовыми к реальным проектам в магистратуре.
Наша задача - подготовить не просто небольшую группу талантливых инженеров, а целую команду, способную работать на уровне современных промышленных предприятий.