С 50-х Зацепин сочинял мелодии, которые до наших дней невозможно забыть - "Куда уходит детство", "Этот мир", "Есть только миг"... Музыку пишет он и по сей день, в 99 лет. Теперь мелодии уже на полтора часа - мюзиклы на сказочные сюжеты, но он без устали занимается ими уже много лет, оставив песни, которые писать, по его словам, стало не с кем - ровесники-поэты давно ушли.
"Нужно радоваться тому, что ты живешь, - говорит композитор. - А если ничего не делать и думать, как все плохо, - так и жизнь пройдет". "РГ" поздравила Героя труда с новым почетным званием и расспросила о нынешних буднях композитора.
Александр Сергеевич, мир сегодня неспокойный - насколько он влияет на вашу творческую работу?
Александр Зацепин: Да никак не влияет. Я и в послевоенное время, когда служил в Новосибирском армейском ансамбле песни и пляски, и сочинял, и аранжировки писал. Просто работаешь и работаешь. Человек любой специальности, в какое бы время он ни работал, - должен просто выполнять свой долг. Я и выполняю его.
Внешнее на творческое не влияет совершенно. Когда что-то композитор, поэт или писатель сочиняет, он отключается от всего и куда-то уходит в свой виртуальный мир и там творит. Окружающей действительности для него в этот момент не существует.
В последние годы вы не пишете песен, перешли на крупный жанр. Трудно было перестраиваться на мюзиклы?
Александр Зацепин: У меня, между прочим, дипломной работой был балет "Старик Хоттабыч", который потом много лет шел в театре в Алма-Ате. Ну как человек переходит на другой язык? Сначала он берет что-то из старого, привычного языка, вспоминает что-то оттуда, отсюда, соединяет все в голове... У меня это произошло довольно быстро.
Мюзикл состоит из номеров, которые должны быть связаны между собой, музыкального материала должно быть больше. Например, в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" было всего три песни - и к мюзиклу мне пришлось дописывать 15-16 номеров...
Вы с юности были мастером на все руки - собирали детекторные приемники, в семидесятых выстроили своими руками лучшую, наверное, в СССР звукозаписывающую студию, активно осваивали компьютер... С какой программой вы сейчас работаете?
Александр Зацепин: Уже несколько лет - с "Венским симфоническим оркестром". Программа очень нужная. Музыканты оркестра записали живые звуки, и я могу за них сыграть все партии и сделать фонограмму. У меня на рабочем столе сейчас два больших экрана, на них и ноты, и я вижу разные треки, всю партитуру, все инструменты симфонического оркестра. Но при этом фортепиано и рояль остаются моими любимыми инструментами.
Сегодня много говорят про нейромузыку - сочиненную искусственным интеллектом. Слушали его "произведения", как они вам?
Александр Зацепин: Слушал уже лет сто назад. Ну, немного поменьше. Эдуард Артемьев показывал мне аппарат АНС Мурзина, там звук извлекается из изображения.
Артемьев рисовал на стекле линии, и это потом звучало. Похоже на искусственный интеллект? Звучание получалось интересное, но мне этого было мало…
Пока техника не способна заменить ни писателей, ни композиторов, искусственный интеллект все равно не может знать все, что знает интеллект естественный, то есть, в частности, композитор.
Судя вам, 99 лет - самый расцвет для творчества. Поделитесь: что, кроме здоровья, держит человека на земле и добавляет ему сил? Ощущение того, что еще не все сделано?
Александр Зацепин: Конечно. У меня это ощущение есть, и я стараюсь наверстать несделанное. Сделаю, сколько успею. За последние годы написал мюзиклы "Сказка о царе Салтане", "Маленький принц", "Снегурочка". Только что сделал балет "Принцесса Турандот" для Большого театра, балетмейстер Леонид Михайлович Лавровский с художником уже работают над ним.
Сейчас дописываю мюзикл "Иван Васильевич меняет профессию". Дальше не рассказываю - планов много, надо еще это все закончить.
То есть вы свою "лебединую песню" еще не спели.
Александр Зацепин: Я не знаю. Это судить слушателям. Лебединая песня, это та, которая считается последней? Если так, то точно не спел.
Вы - настоящий герой труда, Александр Сергеевич - но теперь стали им еще и официально. Как ощущения?
Александр Зацепин: Награда для меня, конечно, большая честь - но все-таки это внешнее. Я не чувствую себя теперь как-то иначе. Это как одежда: сегодня иду в футболке, завтра в костюме - но остаюсь при этом самим собой. Что бы ни было на мне надето.
А вам комфортно сегодня в России, в Москве? Вам важно сознавать - где вы живете?
Александр Зацепин: Важно очень. Я родился в России, живу в России, мне здесь хорошо, интересно, у меня много работы. И вообще - я все-таки русский человек.