"РГ" расспросила известного сербского кинорежиссера и музыканта Эмира Кустурицу о том, какое место он отводит в современном киномире растущему из года в год "Духу огня". Конечно, не случайно. Ведь маэстро возглавляет фестиваль с 2023 года.
Эмир, на завершившемся фестивале, помимо самого кино, было много разговоров о сборах, прокатах, национальных идеях, ценностях и культурном коде. Все это, безусловно, нужно. Но ради чего - это, по-вашему, не разговоры ради разговоров?
Эмир Кустурица: Фестиваль - хороший дом для кинематографа как искусства. Потому что он может отбирать и поддерживать фильмы совсем не коммерческие, а те, в которых есть искренняя жизнь, попавшая в кино. Почему такие наши разговоры имеют смысл? Они всегда о том, что есть немало фильмов с хорошими идеями. Их больше, чем "так себе" фильмов. А еще мы говорим про то, какое сейчас общество, что с ним, что важно о нем доносить другим, о чем важно сказать, где лучше промолчать. Хотя у вас в кино сегодня, в принципе, хорошая ситуация… Сколько фильмов производят сейчас в России?
В прокат, на большие экраны, выходит ежегодно 100-120 кинолент.
Эмир Кустурица: Я думаю, что среди этих фильмов всегда можно найти от трех до пяти очень-очень хороших, а между ними еще и успешные. Самое главное, чтобы среди них были и серьезные авторские работы. Не будет авторского кино - не будет искреннего. "Дух огня" как раз поддерживает и такие истории тоже.
А в какую сторону фестиваль должен пойти? Остаться таким, какой есть, - или вы бы что-то поменяли?
Эмир Кустурица: Главное, от чего бы я отказался, - от "красной дорожки". Все это гламурная зависимость, которую не люблю.
Меня тронули фильмы из международной программы фестиваля - "Убить монгольскую лошадь", "Чувства", "Семя пустыни"… Но все они, знаете, про всеохватную безнадежность. А поскольку кино - отпечаток нашей жизни, выходит, только так ее сегодня воспринимает киномолодежь?
Эмир Кустурица: Это вопрос к индивидуальности автора. Я помню, в Сараево, где родился, у художников и писателей никогда не проскальзывала ирония. А потом я учился в киношколе в Праге, где мне показали: даже очень серьезное может быть смешным. Учесть все, в том числе заранее предсказать реакцию зрителя, - для режиссера всегда непростая задача. Молодые часто не знают, как это сделать. Как правило, поэтому их первые фильмы бывают про сильную страсть. Но и тут - если делать фильм на контрасте, может родиться сильный образ…
Думаете, кино всегда должно стремиться к совершенству? А в чем он, идеал для кинематографиста?
Эмир Кустурица: В семидесятые годы прошлого века, когда были отличные авторы в СССР, Швеции, Англии, Америке, идеальность, то есть компромисс между авторским и коммерческим, считалась совершенной моделью работы. Сейчас этого нет. Большинство кинолент сделаны по коммерческим правилам и лишены кинематографической ценности.
А сербское и российское кино - кто они друг другу: родня?
Эмир Кустурица: Конечно, Сербия - братушка, Россия - брат. Но, думаю, что и Россия, и Сербия в киномире до сих пор - под патронатом Голливуда. Мы переняли голливудский взгляд на мир и считаем его своим. Это огромная ошибка. Надо работать на том материале, который важен именно у тебя дома, выбирать локальные, местные, родные истории - вот они точно затронут чувства.
Международный фестиваль кинодебютов "Дух огня" ныне совпал с 95-летием Югры, и потому прошел с впечатляющим размахом. На церемонии закрытия оркестр играл любимые композиции из известных кинолент.
"Золотую тайгу", главную награду в международной программе, отдали режиссеру и автору сценария Сяосюань Цзян за работу "Убить монгольскую лошадь" (совместное производство семи стран).
"Малую бронзовую тайгу" в конкурсе картин для детей и юношества "Твое кино" вручили Валентине Челлугет за фильм "Нави".
"Золотой тайгой" имени Сергея Соловьева за лучший отечественный дебютный фильм отметили "Ветер" Сергея Члиянца. В конкурсе "Дебют - короткий метр" "Малая золотая тайга" ушла Клавдии Коршуновой за "Такой именно день". Спецприз "За сохранение культурных традиций" от генерального партнера кинофестиваля "Газпром нефти" дали Анджею Петрасу за сказку "Огниво против волшебной скважины". Приз Фонда "Росконгресс" "Душа России. Мировое кино" достался Гульшат Смагуловой за историю "Граждане крыши". Победителем в номинации "Фильм в работе" стала неоконченная пока лента "А как правильно?" Артема Тумакова.
Сразу четыре приза забрал Кирилл Султанов, молодой московский режиссер, родом из тюменского Ишима. Его картина "Наступит лето" (спецпоказы уже идут по всей стране) отмечена спецдипломом жюри, "Серебряной розой" за лучшую работу с музыкой (композитор Екатерина Владимирская), призом зрительских симпатий "Цветы таежной надежды" и призом президента фестиваля Эмира Кустурицы "Золотая тайга". Картина Султанова "Наступит лето" - это криминальный триллер с Марком Эйдельштейном в главной роли. История про то, как парень из глубинки приехал в Москву, познакомился с мажором и попал в переплет: все оказалось непросто и на первый взгляд беспросветно… Но режиссер предупреждает: "Нам хотелось рассказать про то, что за любой безвыходной ситуацией остается надежда и лето все-таки наступает".