Экономисты оценили эффект от требования по локализации такси

Требование о локализации такси способно вызвать рост дефицита водителей
В Госдуме больше года рассматривают законопроект о локализации такси, согласно которому таксопарки могут обязать закупать автомобили отечественной сборки. Документ уже прошел первое чтение, но дискуссии о возможных последствиях такого требования не прекращаются. В Высшей школе экономики (ВШЭ) предупредили - инициатива может привести к уходу таксистов "в тень".

Законопроект сенатора Андрея Кутепова и депутата Владимира Гутенева был разработан для стимулирования продаж автомобилей российской сборки.

Законодатели предложили дать регионам право устанавливать обязательные требования к уровню локализации транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, в виде совокупного количества баллов за выполнение технологических операций на территории страны, аналогично норме о допуске автомобилей к участию в госзакупках. Как отмечал Кутепов, это обеспечит дополнительное стимулирование спроса на отечественные высоколокализованные автомобили со стороны таксомоторной отрасли. Дополнительным эффектом может стать стимулирование зарубежных автопроизводителей к максимальной локализации производства в России. Правительство в целом поддержало законопроект, указав при этом на недостаточность данных, позволяющих оценить социально-экономические и финансовые последствия, в частности, для таксомоторных парков.

Эти последствия и оценили экономисты НИУ ВШЭ. Основной вывод их исследования - если документ примут в нынешней версии, федеральный бюджет недополучит около 350 млрд рублей в течение трех лет. "Это сумма от снижения налоговых поступлений из-за ухода водителей из отрасли "в тень" - 76,2 млрд рублей (25,4 млрд рублей в год), а также таможенных пошлин, утилизационных сборов и акцизов за импортируемые автомобили - 273 млрд рублей", - говорится в аналитической записке Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ "О влиянии новых требований к локализации автомобилей на сегмент таксомоторных перевозок" (имеется в распоряжении "РГ").

Эксперты проанализировали спрос на новые легковые автомобили на российском рынке, динамику цен, покупательские предпочтения и показатели деятельности Автоваза как крупнейшего отечественного автопроизводителя. Они учли также данные о спросе на услуги такси в разных городах, численность персонала таксомоторных предприятий и выручку перевозчиков. В исследовании указано, что на конец 2024 года доля поступления новых авто всех марок в такси составила 11% от общего объема продаж легковых автомобилей в России. При этом стоимость нового автомобиля была в 2,7 раза больше среднерыночной цены машины с пробегом.

"Таким образом, в течение нескольких лет самозанятые водители на личных автомобилях потеряют доступ к занятости в такси, так как их автомобили не будут достаточно локализованными, а приобретение новых отечественных автомобилей окажется недоступным из-за такого ценового разрыва (без привлечения кредитных средств)", - сделали вывод экономисты. По их расчетам, если требование о локализации вступит в силу, расходы на эксплуатацию автомобилей также вырастут вдвое, что приведет к убыточной деятельности большей части перевозчиков. В результате водители будут уходить из отрасли, и дефицит кадров в такси может увеличиться до 500 тыс. человек в течение трех лет.

Заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов считает, что необходимо соблюсти разумный баланс между использованием в такси отечественных автомобилей и иностранных. Стимулирование спроса на авто российской сборки - это хорошо, но и конкуренция, не позволяющая отечественному автопрому расслабляться, по его мнению, тоже важна. Выходом здесь могла бы стать разработка типового положения для регионов о поддержке отечественного производителя именно на рынке такси, считает эксперт. "Можно было бы также давать таксопаркам кредиты с господдержкой под разумные проценты на закупку отечественных автомобилей, потому что рыночный кредит они, действительно, не потянут", - отметил Цыганов.