В ВШЭ выяснили, почему из вузов отчисляют олимпиадников

В Институте образования Высшей школы экономики проанализировали причины отчисления из университетов студентов, поступивших по результатам различных олимпиад. Таких, как выяснилось, около четверти.
Олимпиадники знают программу первого курса, пропускают лекции, копят "хвосты". Результат - отчисление.
Олимпиадники знают программу первого курса, пропускают лекции, копят "хвосты". Результат - отчисление. / РИА Новости

Например, среди первокурсников-олимпиадников, поступивших на факультет компьютерных наук ВШЭ в 2018 году, 26 процентов были отчислены в течение первых трех лет обучения. При этом - внимание - среди поступивших по результатам ЕГЭ отчислили только 10 процентов.

В чем же дело?

Исследователи выделили четыре группы причин, поговорив со студентами и руководителями олимпиадного движения.

Первая группа - причины, связанные с личностными характеристиками студентов-олимпиадников и тем, как они учились в школе.

Олимпиадники в школе погружаются с головой в какой-то один предмет. В университете другие правила: нужно учить разные дисциплины в равной степени

Дело в том, что для того, чтобы побеждать в олимпиадах, школьники, как правило, концентрируются на изучении одного предмета, в который погружаются, так сказать, с головой.

А в университете другие правила: приходится уделять внимание разным дисциплинам в равной степени. Видимо, не все олимпиадники к этому готовы. Интересны ответы самих студентов: они делились, что олимпиады не научили их трудолюбию.

Вторая группа причин, как пишут эксперты, связана с организацией учебного процесса в вузе. Олимпиадники углубленно занимаются своим предметом, и, по сути, некоторые из них к первому курсу уже знают часть вузовской программы куда лучше своих "коллег". Получается, что первый курс для них - просто повтор уже известного материала. Повторение, конечно, мать учения, но не в этом случае, видимо. Такие студенты слабо вовлечены в учебный процесс, нередко перестают ходить на лекции и выполнять задания, у них скапливаются академические задолженности. Результат - отчисление.

Третья группа причин - зависимость от рынка труда и стремление как можно скорее найти работу. Талантливых ребят компании стараются поймать как можно раньше. Так, например, студенты-айтишники обычно находят работу уже на младших курсах. И им, конечно, становится не до учебы.

И наконец, четвертая группа: подготовка олимпиадника может просто не соответствовать требованиям вуза.

Предполагается, что задания некоторых олимпиад могут быть ниже вузовских стандартов освоения предмета. Здесь же и ситуация с недостоверными результатами некоторых олимпиад.

И студенты, и организаторы олимпиад в интервью с исследователями рассказали, что часто на интеллектуальных соревнованиях куда более низкий по сравнению с ЕГЭ контроль за проведением конкурсов и поведением участников на них. Один из организаторов рассказал, что участник олимпиады, пойманный за списыванием, заявил, что пойдет "искать счастья" на другую олимпиаду, потому что здесь есть возможность списать, а на Едином госэкзамене это сделать невозможно.

Не все победители олимпиад - настоящие победители, делают вывод исследователи, а значит, и к учебе в вузе не слишком-то готовы.

Эксперты не просто фиксируют причины, но и рассказывают, как помочь талантливым ребятам лучше освоиться в университете.

Так, по их мнению, еще в школе нужно честно рассказывать им об особенностях учебы в вузе - это поможет избежать разочарований.

Кроме того, важно создать условия для гибкого совмещения учебы с работой, чтобы студенты могли строить карьеру.

А подвижная программа первого курса позволит каждому учиться в своем темпе.