С 1 марта 2023 года в ПДД действуют правила движения средств индивидуальной мобильности (СИМ). Для них введен ряд ограничений - по скорости движения, использованию инфраструктуры - и установлен приоритет пешехода над пользователем СИМ. Сейчас в Минтрансе подготовили проект изменений в ПДД, который дополнит действующее регулирование. "Изменениями в ПДД пользователь СИМ будет квалифицироваться как водитель транспортного средства и нести соответствующие обязанности и ответственность. Будет установлено более четкое и понятное разграничение между СИМ, велосипедом и мопедом, при этом будет введен однозначный запрет движения на СИМ более одного человека вне зависимости от конструкции", - пояснили в пресс-службе министерства.
Кроме того, определены дополнительные параметры движения СИМ, усиливающие приоритет пешехода. В частности, предлагается ограничить скорость движения электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности до 10 км/ч при сближении с пешеходами. Кроме того, более жестко будет регулироваться движение СИМ в местах возможного внезапного появления пешеходов, например, у арок и углов зданий. "Также запрещается требовать от пешехода пропустить СИМ, в том числе путем подачи звукового сигнала", - уточнили в Минтрансе.
Днем ранее о необходимости ограничить скорость для электросамокатов до 10 км/ч в городах и запретить им сигналить пешеходам, требуя уступить дорогу, заявил сенатор Артем Шейкин. "Часто можно наблюдать, как электросамокаты и велосипеды на высокой скорости маневрируют между людьми на тротуарах, в парках и других общественных местах. Это создает потенциальную опасность для пешеходов, особенно для детей, пожилых людей и маломобильных граждан", - отметил он в беседе с "РГ". Кроме того, сенатор является соавтором поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), устанавливающих ответственность для пользователей СИМ. Законопроект был принят в первом чтении еще в июле прошлого года. Там, в частности, за управление СИМ в состоянии опьянения предписаны санкции до 30 тыс. рублей, а за превышение установленной скорости - от 500 до 5000 рублей. По словам Шейкина, изменения в КоАП сейчас проходят необходимые согласования перед вторым чтением. "Рассчитываю, что законопроект будет рассмотрен во втором чтении в ходе весенней сессии", - рассказал он.
Депутат Ярослав Нилов считает, что принятие поправок в КоАП необходимо ускорить. Пока же он обратился в ГАИ и Дептранс Москвы с предложением проверить мощность используемых самокатов и их скорость по аналогии с рейдами, которые проводили по электровелосипедам. "На самом деле ничего плохого в новых средствах индивидуальной мобильности нет. Другое дело, что мы запустили этот вопрос, его надо было сразу начать регулировать, не доводя до критической ситуации. У нас изначально стали использовать самокаты, не прописав правил. Хромает дисциплина водителей, присутствует некая беспечность и безответственность. Из-за этого и проблемы", - отметил он.
Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман считает, что регулирование отрасли пусть медленно, но происходит. Операторы кикшеринга работают с муниципальными властями: определяют зоны запрета проезда и сниженной скорости, списки парковок. "Самокат ведь сам по себе не виноват. Нужна, прежде всего, работа с пользователями. Это как с автолюбителями, которые не пристегивались, не видели разметку, не пропускали пешеходов до тех пор, пока не появились камеры, с которыми невозможно договориться и которые просто шлепают штрафы в режиме здесь и сейчас", - отметила она. Пока операторы арендных самокатов сами выписывают штрафы за нарушения пользовательского соглашения, но необходимо, чтобы ответственность была зафиксирована именно в КоАП, нарушения фиксировались бы с помощью дорожных камер и штрафы были бы, как у операторов, то есть в отдельных случаях достигали бы 100 тыс. рублей, считает руководитель отраслевой ассоциации. Только это, по ее мнению, "приведет в чувство" многих электросамокатчиков.
По поводу парковок, когда самокаты перегораживают весь тротуар так, что пешеходам "не пройти - не проехать", она пояснила, что у операторов виртуальные парковки обозначены как точки на карте, но их можно было бы выделить визуально, очертив на асфальте разметку. И это, возможно, дисциплинировало бы пользователей СИМ. Но корень проблемы, по ее мнению, кроется в культуре самих людей. И с этим тоже надо работать. В новом сезоне операторы продолжат популяризировать правила перемещения на электросамокатах, правила парковки, но, к сожалению, проблема не решится за пару сезонов, полагает эксперт. Еще один глобальный вопрос - наличие необходимой инфраструктуры для проезда на электросамокатах и моноколесах. Муниципалитеты уже обязали закладывать велоинфраструктуру на этапе планирования строительства улично-дорожной сети. И это - основа, как "черепаха, на которой зиждется мироздание", подчеркнула Эрдман. А на ней уже стоят "слоны". Первый - популяризация правил дорожного движения и рассказ про культуру вождения, второй - фиксация правонарушений и третий - штрафы, которые выписываются беспристрастно. "В прошлом году совершено более 270 млн поездок на электросамокатах, а количество правонарушений, которые не надо путать с ДТП, от общего числа составило лишь 1,5-2%. То есть это малое количество людей портит репутацию довольно полезного и нужного транспортного средства", - отметила она.
По итогам прошлого сезона количество арендных самокатов в стране достигло 413 тысяч, подсчитали в ассоциации. Отрасль развивается и в этом году их станет больше. Насколько именно - пока судить сложно. По словам Эрдман, операторы кикшеринга уже освоили города-миллионники, 500-тысячники и 300-тысячники. Сейчас работу ведут уже с городами, где проживают около 100 тыс. человек и даже от 50 тысяч. "Электросамокаты стали уже нормой для горожан центральной части России, Юга, Урала, Сибири, но в северных регионах, где сезон длится два-три месяца, их нет", - уточнила Эрдман.
Согласно данным ГИБДД Москвы, за прошлый год в столице произошло 1,4 тысячи ДТП с участием самокатов, рост аварийности к 2023 году составил 70 процентов. В этих авариях погибли 14 человек, пострадали 1,4 тысячи. Основными причинами аварий были высокая скорость движения, езда вдвоем и пересечение наземного пешеходного перехода. Снижение скорости до 10 км/ч для электросамокатов позволит сократить число аварий, снизить тяжесть травм при ДТП, уверен председатель Мосгордумы Алексей Шапошников.
Новость о возможном снижении скорости москвичей обрадовала, поскольку лето на носу и тротуары вновь могут стать небезопасными для пешеходов. Но есть и немалое количество противников, которые спрашивают: что нам теперь, доставку со скоростью 10 км/ч придется ждать сутками? Да и надобности в таком транспорте не будет - пешком можно дойти быстрее.
Как рассказал заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов, столичные власти позитивно относятся к идее регулирования скорости самоката, но в зависимости от места, где осуществляется поездка. "Такие вопросы помогут решить в первую очередь вопросы безопасности. Но это не значит, что все самокаты будут ездить со скоростью 10 км/ч, - сказал вице-мэр. - Скорость будут ограничивать исходя из конкретного места, задачи и прочего. Да и решаться этот вопрос будет с помощью технического контроля: на медленных зонах прокатный самокат быстрее просто не поедет".
Заммэра отметил, что поскольку в городе уже стоит теплая погода и заморозков не ожидается, ориентировочная дата запуска проката электросамокатов в столице - 15 марта. Ликсутов напомнил, что пользование кикшерингом в этом сезоне будет возможно только после прохождения верификации через Mos ID.
Подготовила Ирина Огилько