Вагнер, известный своим одержимым стремлением сделать свое искусство вне границ и времени, задается тремя глобальными вопросами. Стоит ли власть того, чтобы отказаться от любви? Как власть отбирает свободу и разум? Почему жажду власти невозможно утолить? Для формулировки столь глобальных философских тем автору понадобилось написать Цикл из трех музыкальных драм ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид") и трагедии ("Гибель богов"), ставший легендарной тетралогией.
"Кольцо" Вагнер начал создавать в 1848 году, когда написал "Миф нибелунгов" в качестве наброска для драмы, объединяющий различные легенды и мифы в единый текст. Либретто всех четырех частей были завершены в декабре 1852 года и опубликованы (для узкого круга) в 1853 году. В ноябре Вагнер начал писать музыку для "Золота Рейна". В 1857 году была завершена работа над "Зигфридом", после чего процесс создания тетралогии был остановлен на 12 лет ради появления "Тристана и Изольды" и "Нюрнбергских мейстерзингеров".
Кстати, и эти оперы, как и "Летучий голландец", и "Парсифаль", и "Лоэнгрин" есть в вагнеровском репертуаре Мариинки. Но на гастроли в Большой их всех не взяли. В афише спонтанно возникшего вагнеровского фестиваля показали лишь мариинского "Тангейзера" и "Лоэнгрина", что был поставлен в 2022 году известным канадским режиссером Франсуа Жираром. Но, безусловно, главным событием форума, вокруг которого даже организовали выставку в Хоровом зале "Оперы Рихарда Вагнера на сцене Большого театра" (хотя по сути эта тема лаконично представлена в истории театра) и цикл лекций в Бетховенском зале Марии Залесской, историка, музыковеда и автора книги "Вагнер" в знаменитой серии "ЖЗЛ", которую в Германии признали лучшей биографией композитора, написанной на иностранном языке, остается именно "Кольцо нибелунга".
За дирижерским пультом всех вагнеровских исполнений - Валерий Гергиев, придающий им константную событийность. Несмотря на то что фестиваль не предложил ни одной премьеры, лишь повторение в несколько обновленном формате, как в визуально-постановочном плане, так и в попытке инкорпорировать солистов Большого в грандиозные мариинские постановки.
Стоит напомнить, что с 1869 года Вагнер жил на средства короля Баварии Людвига II. Это и позволило композитору вернуться к "Зигфриду" и существенно его доработать. В октябре 1869 года Вагнер завершил финальную часть тетралогии ("Гибель богов", первоначально - "Смерть Зигфрида"). Премьера тетралогии состоялась в августе 1876-го, на открытии театра в Байройте, присутствовали Чайковский, Лист, Григ.
"Кольцо нибелунга" больше столетия удерживало статус самого амбициозного проекта в истории театра: общая продолжительность достигает пятнадцати с половиной часов. А типичное для Вагнера обилие лейтмотивов (музыкальных характеристик персонажей, явлений и предметов) доведено до совершенства. В течение трех вечеров они сосредоточиваются согласно появлению новых героев, а в финале вся оркестровая ткань состоит из более чем сотни лейттематических элементов. Самые важные из них можно сформулировать в виде тех философских вопросов о человеческих нравах и стремлениях.
Сюжет тетралогии основан на песнях "Старшей Эдды", "Песни о нибелунгах" и "Саги о Вельсунгах" в авторской вагнеровской обработке. За четыре представления меняется очень многое. Не только места действия, но поколения, и даже целые мифологические эры: за временами богов и других волшебных существ идут полубоги Вельсунгов и валькирии, третий вечер переносит в эпоху первых людей, а последний заканчивается падением божественного чертога Вальгаллы и появлением новых людей.
Основная сюжетная линия развивается, естественно, вокруг кольца, которое выковал нибелунг Альберих, отказавшись от любви. Проклятие, лежащее на всесильном предмете, затягивает в трагический водоворот небожителей, великанов, нибелунгов и людей. Только любовь Зигмунда и Зиглинды, Зигфрида и Брунгильды, объединяющая цикл, способна искупить любые грехи. Лишь огонь способен уничтожить вечных богов, а воды Рейна - смыть все ошибки рода человеческого.
На сцене не люди, а великаны, гномы, русалки и хозяева Вальгаллы (могущественный верховный бог, покровитель войны и победы), чья судьба уже предрешена. Трудно быть богом даже в опере. Исполнителям вагнеровских партитур приходится также архисложно, а гастрольный формат только добавляет испытаний.
В начале 2000-х годов Валерий Гергиев задумал возвращение "Кольцо нибелунга" на мариинскую сцену. Над первой половиной тетралогии трудились немцы Йоханнес Шааф и Готфрид Пильц, а над второй - режиссер Владимир Мирзоев и художник Георгий Цыпин. В визуально-театральной основе того полностью не только возобновленного, но и обновленного "Кольца", что сегодня "опоясало" Большой, и лежит сценографический образ, придуманный Георгием Цыпиным. Его раскрасили внешне эффектным, немного отстраненным, гиперсовременным видеорядом, а световую партитуру в мистическом ключе создал Глеб Фильштинский.
…Из украденного золота выплавили кольцо всемогущества и богатства. Но природа, Земля все всегда возвращает в собственное владение, а деньги не способны сделать этот мир счастливым.
Валерий Гергиев, гендиректор Большого театра, худрук - директор Мариинского театра:
- Вагнер в Большом театре - это тема своевременная на фоне того, что за последние 12 месяцев мы показали достаточное количество великих русских опер, по которым, на мой взгляд, скучала Историческая сцена Большого театра. Это то, что можно записать в актив ушедшего 2024 года. Сегодня мы обратились к творчеству великого Вагнера. Мне очень хотелось, чтобы "Кольцо нибелунга", замысел которого рождался в Мариинском театре в начале нулевых, не был связан, например, с XIX веком или конкретной страной, если это даже Германия. Это история мира, что, мне кажется, волновала Вагнера вторую половину жизни.
Мы наконец-то смогли воспользоваться в обновленной версии этой работы новейшими технологиями. Это не столько про костюмы, декорации, свет - это уже комбинация семи, восьми, девяти элементов, в том числе еще каких-то пять лет нам недоступных… А все, что происходит сегодня, свидетельствует о том, что вопросы бытия, сохранения мира на Земле, стоят максимально остро. Уверен, что объединенные творческие ресурсы Большого и Мариинского театров могут делать как для московской, так и петербургской публики очень многое.
Увидеть/услышать тетралогию "Кольцо нибелунга" на Исторической сцене Большого театра можно еще единственный раз с 13 по 16 марта. А новая мариинская постановка (сразу двух режиссеров - Константина Балакина и Алексея Степанюка) "Тристана и Изольды" все-таки доберется до Москвы, но появится в афише концертного зала "Зарядье" 25 и 26 марта. Все дни за дирижерским пультом Валерий Гергиев.