По его данным, в первую очередь это касается технического состояния речного флота, средний возраст которого превышает 30 лет, а речных танкеров - 49 лет.
"Что уже привело к серьезным авариям", - констатировал Патрушев. При этом он подчеркнул, что темпы списания речных судов превышают темпы их строительства, что превращает стратегический актив России в "источник системных рисков". В этой связи по его словам, необходимо обеспечить обновление парка судов речного флота, в том числе судов класса "река-море". Кроме того, требуется также принять меры по обеспечению гарантированных глубин, в том числе за счет расчистки судоходных маршрутов от затонувших объектов, приведения в нормативное состояние судоходных гидротехнических сооружений, а также провести комплексную модернизацию портовой инфраструктуры и подъездных путей.
Важность этих мер Николай Патрушев также объяснил тем, что внутренние водные пути по протяженности более чем в полтора раза превышают федеральные автомобильные дороги, а около 80% таких путей не имеют альтернативы в плане доставки людей и грузов.
"От их состояния и эффективного использования во многом зависит обороноспособность страны, решение военно-транспортных задач, реализация транспортного и транзитного потенциала России", - подчеркнул председатель Морколлегии.
Кроме того, по его мнению, очень важную роль внутренние водные пути могут сыграть в развитии международных торговых связей и транспортных коридоров, в том числе национальной транспортной магистрали Северный морской путь.
Как считает Патрушев, на фоне продолжающегося санкционного давления на Россию и переориентации торговых потоков в восточном направлении повышается нагрузка на другие виды транспорта. И именно речной и морской транспорт, по его мнению, должны сбалансировать чрезмерно возросшую нагрузку на железнодорожный и автомобильный транспорт.
Продолжая обсуждение темы развития внутренних водных путей, начальник Управления президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков заметил, что например в 1980 году по рекам было перевезено почти 500 миллионов тонн грузов, а в 2024 году - только 90 миллионов тонн. В 10 раз сократились пассажирские перевозки.
В свою очередь, отток грузовой базы, по его данным, привел к деградации речных портов, их инфраструктуры. Кризисная ситуация складывается с обеспечением безопасности судоходных гидротехнических сооружений, большая часть которых имеет износ свыше 80%. Только половина судоходных гидротехнических сооружений находится в работоспособном техническом состоянии.
Как напомнил Вахруков, среди многих задач гидроузлы также решают вопросы водоснабжения и защиты территории и населения от паводков и техногенных катастроф. Невнимание к решению накопившихся проблем, по его мнению, ярко проявились весной и летом прошлого года, когда были подтоплены тысячи жилых домов, а ущерб от наводнения составил десятки млрд рублей.