Ставки по автокредитам сроком до трех лет обвалились в десять раз

Средневзвешенные ставки по выданным автокредитам сроком до трех лет обвалились в январе до минимума за последнее десятилетие. Особенно это коснулось кредитов до года: там условия изменились в десять раз по сравнению с декабрем 2024 года, выяснила "Российская газета", изучив данные Банка России. Участники рынка объясняют это субсидированными программами, также не исключено, что некоторые банки вывели "короткие" кредиты из оборота. И все это происходит на фоне существенного падения выдач автокредитов.
РИА Новости

В январе 2025-го средневзвешенные ставки по автокредитам опустились до 1,82%, подтвердили "РГ" в Банке России. Это касается именно договоров, срок по которым составляет от полугода до года. Месяцами ранее ставки по ним составляли 19-20%, следует из данных регулятора, но обороты у такого сегмента незначительные. Активнее спрос рос на кредиты сроком от года до трех лет. И там ставка тоже заметно снизилась - с 12-13%, наблюдавшихся в течение прошлого года, сразу до 8,1%. На кредиты до трех лет пришлось около 2,4% оборота всего потребительского кредитования, по срокам выше - 19%, следует из данных ЦБ.

Доля кредитов со сроком до года в структуре выдач автокредитов крайне мала, и любая новая специальная программа от какого-то бренда может оказать существенное влияние на статистику, говорит Андрей Залиш, начальник управления развития продаж автокредитования "ОТП Банка".

Кредиты до года, как правило, субсидированные. Как говорят источники на банковском рынке, такие займы не так популярны и выдают их не часто. Еще реже их одобряют, так как там очень высокий ежемесячный платеж и первоначальный взнос, уверяют эксперты. Например, ставка 0,01% доступна на год только при первом взносе от 70% и выше, 1% - на два года при тех же параметрах. Чем меньше взнос и выше срок, тем ставка, соответственно, становится больше.

Долгое время производители старались субсидировать кредитные программы сроком в три-пять лет, говорит руководитель кредитования и страхования вертикали "Авто" компании "Баланс-Платформа" Алексей Бородавин. Ставки по таким программам обычно не превышали 13-15%. И бренды начали менять это предложение, в том числе из-за роста ключевой ставки. Фактически они предложили рассрочку на период 12-24 месяца.

"При текущем уровне ставок автопроизводители вряд ли станут вкладывать меньше средств в обслуживание субсидий, но зато насколько эффектно стало звучать предложение: рассрочка на два года - это явно "вкуснее", чем автокредит под 13-15% на три-пять лет", - указывает эксперт.

По срокам свыше трех лет ставки по-прежнему растут и приближаются к 25%. Но, судя по данным, желание брать автокредит по таким запредельным ставкам у людей пропадает. И в статистике все больший вес имеют субсидированные автопроизводителями программы.

Многие марки продолжают и усиливают субсидирование кредитного предложение, и это не госпрограмма, а субсидия от марки, рассказал директор департамента страхования и финансовых услуг АГ "Авилон" Андрей Игнатенко.

"Действительно многие марки, очень многие, делают супернизкое предложение с высоким первоначальным взносом и на короткий срок. То есть при взносе от 50% вполне можно получить ставку 0,01% на один год", - указывает он.

В январе банки выдали всего 60 тыс. автокредитов, что вдвое ниже, чем в прошлом году. Летом показатели достигали даже 200 тыс. Объем выданных автокредитов снизился по сравнению с декабрем 2024-го сразу на 46%, до 73 млрд руб., говорят в НБКИ. Как объясняет директор по маркетингу кредитного бюро Алексей Волков, автокредитование стали покидать наиболее закредитованные заемщики из-за макропруденциальных ограничений ЦБ. Отталкивают и высокие ставки, а также удорожание машин и рост утилизационного сбора.