В Центральной России отметили высокий спрос на тепличные овощи

В ЦФО действительно выращивается почти треть отечественных овощей закрытого грунта. И в первую очередь потому, что здесь самый высокий потребительский спрос - и по объему, и по платежеспособности. В Центральной России находится больше всего крупных городов. Москва и Московская область обеспечивают почти половину объема потребления тепличных овощей в округе.

Вторая причина такого активного развития тепличного бизнеса - в подходящих погодных условиях. Летом здесь не так жарко, как на юге, где выращивать овощи в теплицах современного типа можно только при условии регулирования микроклимата. На протяжении трех - пяти месяцев в году там нужно затенять теплицы, понижать в них температуру и повышать влажность. Суточные затраты электроэнергии на это очень существенны. Так что выращивать овощи на юге не так просто, как может показаться со стороны.

Третий фактор - логистика. Вокруг Москвы расположены самые крупные в стране оптово-распределительные центры, откуда ретейлеры доставляют овощи в регионы Северо-Запада, Приволжья, Урала и даже Сибири. Поэтому в столичные логистические центры фурами возят овощи даже из других федеральных округов. И если производство находится в радиусе 500 километров от Подмосковья, то это очень выгодно, так как затраты на логистику значительные и продолжают расти: дорожает бензин, нужно поднимать зарплаты дальнобойщикам, дефицит кадров в отрасли очень высок. К тому же для доставки овощей на более дальние расстояния нужны холодильные камеры.

В целом по России темпы прироста в производстве овощей закрытого грунта в 2024 году оказались заметно ниже, чем четыре-пять лет назад. 2025-й для ЦФО будет годом максимального урожая овощей в закрытом грунте. Потом мы выйдем на плато. Крупных новых проектов в округе уже не заявляется. Разве что в Воронежской области группа "Династия" строит теплицы под огурцы, но после выхода этого комплекса на полную мощность вряд ли стоит ожидать дальнейшего роста.

Фактически рынок в Центральной России вышел в стадию совершенной конкуренции. На потребительском рынке огромный выбор огурцов и томатов, в сетях можно встретить до 15 видов - от разных производителей, в разной упаковке. Этим отчасти обусловлено то, что в рознице тепличные овощи, особенно огурцы, за прошлый год в ЦФО подорожали не так сильно, как в других федеральных округах. Чтобы в такой ситуации пробиться на рынок, нужно либо предложить более низкую цену (а это сложно при быстро растущей себестоимости), либо найти уникальное торговое предложение (что требует больших вложений, в том числе маркетинговых).

2025-й для ЦФО будет годом максимального урожая овоще в закрытом грунте

Выходить на потребителей более отдаленных федеральных округов овощеводам из ЦФО трудно. Они и рады были бы снабжать томатами Дальний Восток и Крайний Север, но там очень дорогая логистика. Затраты на доставку самолетами будут на уровне 300 - 500 рублей на килограмм. Поэтому на отдаленных территориях нужны собственные тепличные комплексы.

Занять полностью нишу импорта не получится, да это и не нужно. У нас нормальная рыночная ситуация, когда производители из других стран на абсолютно конкурентных условиях предлагают более дешевый и вкусный продукт. Например, огурцы из Беларуси, полноразмерные томаты из Узбекистана, Азербайджана, Турции, Армении или Казахстана. В том же Узбекистане с зимы до мая-июня в примитивных (в сравнении с нашими) теплицах прекрасно выращивают розовоплодные томаты.

В сегменте горшечных салатов рынок в ЦФО тоже вполне конкурентен, дефицита нет. В большинстве тепличных комплексов под зелень задействуют как минимум рассадные отделения. Ведь рассаду огурцов и томатов нужно выращивать несколько раз в год, а остальное время можно занимать эти площади салатом, у которого жизненный цикл - до 50 дней. Есть отдельные комплексы, где отведено много места именно под салатные культуры, - например, у "Елецких овощей" это 2,5 гектара.

Не так развито производство в закрытом грунте баклажанов и перца. Однако для них нужны другие теплицы. Есть компании, которые выбрали для себя такой профиль, - скажем, холдинг "Агрокультура" в Подмосковье. Но в России урожайность тепличных баклажанов и перца в два-три раза ниже, чем у огурцов. Как правило, этого недостаточно для успешной коммерции. В Иране, Турции и Китае те же культуры выращивают более примитивным способом и с гораздо меньшей себестоимостью. Поэтому заместить импорт из этих стран на нашем рынке крайне сложно.

Для развития тепличного овощеводства важно сохранить возможность использования семян зарубежной селекции

В ЦФО много инновационных, высокотехнологичных комплексов с действительно круглогодичным циклом и вегетации, и сбора. В них вложены огромные деньги. По большинству проектов инвестиционные кредиты еще не возвращены. Поэтому вводить какие-либо новые культуры для них сегодня нецелесообразно: банки могут воспротивиться. Казалось бы, те же баклажаны были бы востребованы. Но при текущей цене их реализации отбить вложения не получится. То же самое касается цветов.

Для развития тепличного овощеводства в его нынешнем виде важно прежде всего сохранить возможность использования семян зарубежной селекции. Они позволяют достигать тех показателей, на которые рассчитана экономика всех наших крупных комплексов. В России подходящий материал производит всего одна компания ("Гавриш"), у остальных сорта предназначены для открытого грунта либо для использования в личных хозяйствах, где совсем другие требования.