Идея благая: установить стабильный график движения общественного транспорта и исключить ситуации, когда перевозчик в часы пик перебрасывает машины с одних направлений на другие - туда, где пассажиров больше. Разработчики закона рассудили, что конкуренция между водителями автобусов на выгодных маршрутах ни к чему. В реестре маршрутов определят нормативы выпуска транспорта на линию.
Пропустить разрешат не более пяти процентов рейсов. За остальные сбои в расписании придется платить штраф. При этом не будут учитываться поездки, сорванные из-за ДТП по вине других участников движения и заторов на дорогах (в том числе по погодным условиям), а также рейсы, которые не отразились в навигационно-информационной системе по причине ее сбоя. Но перевозчики должны будут подтвердить, что нарушили график по уважительной причине.
Если компания захочет повысить стоимость проезда, ей нужно будет за 15 дней уведомить об этом местную администрацию, которая проверит, обоснован ли пересмотр тарифа.
Кроме того, в Смоленской области установили повышенные требования к оснащенности автобусов у частных перевозчиков. Все машины должны соответствовать экологическому классу не ниже "Евро-3", в режиме онлайн передавать сведения в систему GPS-навигации, иметь исправные средства для перевозки инвалидов, электронные табло, терминалы для безналичной оплаты проезда и системы контроля температуры воздуха.
Что стоит за последней формулировкой, остается только догадываться: в местных автобусах есть системы обогрева салонов, но об охлаждении обычно речи не идет. Губернатор Василий Анохин, комментируя новации в законе, обещал пассажирам климат-контроль: "Жители области получат комфортные автобусы и маршрутки, в которых зимой тепло, а летом прохладно, соблюдение расписания и регулярность движения общественного транспорта. Все новые требования вполне выполнимы". По его словам, им "полностью соответствует" и муниципальный транспорт (на который принятые нормы не распространяются). Жители Смоленска отмечают, что кондиционеры даже в водительских кабинах есть далеко не во всех автобусах.
Перед принятием закона в облдуме развернулась дискуссия. Депутаты указали, что для соблюдения новых требований перевозчикам придется вложить по 800 тысяч рублей и повысить плату за проезд. Некоторые нормы парламентариям показались невыполнимыми. Так, спутниковая навигация из-за СВО работает со сбоями. Некому проверять, действует ли в автобусе пресловутая система контроля воздуха. Непонятно, как получить справку о пробке, помешавшей уложиться в график, или доказать, что причиной задержки было плохое состояние дороги. Часть игроков могут уйти с рынка, и тогда соблюдать расписание рейсов точно не получится, предупредили депутаты.
Но сейчас закон принят, а за нарушение требований к пассажирским перевозкам установлены штрафы: от трех до пяти тысяч рублей - для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 30 до 50 тысяч - для организаций.
Новые требования вступят в силу с 1 сентября 2025 года.