Могут ли калужские цветы конкурировать с привезенными из Армении и Эквадора?

На минувшей неделе цветоводы пережили напряженные дни. В калужских теплицах ежедневно срезали по 400-500 тысяч цветов. Подводить итоги продаж еще рано, но некоторые выводы специалисты уже сделали. Пожалуй, главный из них таков: доля отечественных цветов на рынке растет, но для импортозамещения требуется господдержка.
Основная задача - создать условия для независимости наших цветоводов от импортного сырья.
Основная задача - создать условия для независимости наших цветоводов от импортного сырья. / Кирилл Кухмарь/ ТАСС

Всего в нашей стране выращивается порядка 400 миллионов штук цветочной продукции, и практически каждое четвертое растение произведено в Калужской области. Так, за прошлый год регион поставил на рынок 55,7 миллиона цветов, а в этом, как сообщили "РГ" в региональном минсельхозе, по прогнозам, вырастят почти на два миллиона больше - 57,5 миллиона штук.

Самые востребованные цветы в женский день - тюльпаны. В этом году рынок обвалили тюльпаны из Армении. Почему так получилось? По словам генерального директора калужской компании "Галантус" Олега Митрофанова, проблема в посадочном материале. Дело в том, что луковицы тюльпанов цветоводы закупают в Голландии, с введением санкций эти поставки в Россию были прекращены. В связи с усложнением логистики и изменением курса рубля посадочный материал объективно подорожал. Так, "Галантус" в этом году закупил меньше луковиц тюльпанов: вместо 10 миллионов - 7,5.

- Создалась ситуация, когда российские предприятия закупают луковицы по 40 рублей. Плюс 15 рублей - вырастить каждый цветок. С учетом себестоимости мы не можем отдавать его оптовикам дешевле чем за 70 рублей. Плюс розница делает стопроцентную наценку. А цветоводы из Армении закупали луковицы по 20 рублей, - пояснил Олег Митрофанов. - В этом году в Москве было очень много армянских тюльпанов по 55-60 рублей. В создавшейся ситуации мы не могли конкурировать с ними по ценам. Вообще же наш цветок свежее импортного, у него лучше вазостойкость. Ведь импортный тюльпан был срезан еще в январе, ему жить три дня…

Такая ситуация сложилась в основном в столице, хотя, конечно, это самый крупный рынок. Тем не менее калужские цветы продают и в регионах вокруг Москвы, и в Сибири, и даже отправляют на Дальний Восток. Речь, конечно, не только о тюльпанах. Традиционно флагманом продаж (если брать по году) являются розы. По оценкам экспертов, сегодня на рынке примерно треть роз - отечественные. Три года назад доля российских роз составляла около 20 процентов. Участники рынка поясняют, что тому есть несколько причин. Одна из них - снижение общего объема потребления цветов из-за их дороговизны. Завоз импортных цветов уменьшается, а российское производство при этом постепенно растет. Но и цены на розы постоянно растут, хоть и не столь резко, как это произошло с тюльпанами. Тем не менее этому цветку требуется мощное освещение 17 часов в сутки плюс отопление, а стоимость энергоносителей увеличивается. К тому же возросли авансовые платежи, увеличилась стоимость удобрений. Так что, хоть роза и многолетнее растение - новый посадочный материал требуется примерно раз в пять лет, - себестоимость ее постоянно увеличивается. Утешает разве то, что королева цветов, выращенная в России, почти в два раза - даже с учетом всех наценок - дешевле привезенной из Эквадора.

Ситуация усложняется тем, что цветочный бизнес по-прежнему не имеет своего проводника во властных структурах

К тому же, как пояснил коммерческий директор ООО "Калужский Цветочный Холдинг" Максим Гликман, помимо весенних тюльпанов и роз, которых здесь выращивают около 50 сортов, потребителю предлагаются герберы, лилии, пуансеттии и, конечно, разнообразные однолетние растения. Так, в компании увеличили производство хризантем - до 1,5 миллиона штук, а также ирисов.

Для поддержки отрасли в Калужской области в сентябре 2023 года был создан цветочный кластер. По словам генерального директора регионального Агентства развития бизнеса Николая Тубеншляка, концепцию кластера разрабатывал филиал Тимирязевской академии, находящийся на территории региона. Тимирязевка помогает и дальше в его развитии, обеспечивает кадрами.

- Создание кластера позволяет установить устойчивые кооперационные связи между действующими предприятиями Калужской области, являющимися производителями цветочной продукции. Вырабатываются общие подходы, производители выходят со своими проблемами не поодиночке, а выступают совместно. Кластерный подход позволяет получать комплексную поддержку, - пояснил "РГ" Николай Тубеншляк.

Цветочный кластер - это не только производство цветочной продукции. Здесь есть и образовательная составляющая в виде филиала Тимирязевки, и производство упаковки. Словом, это большая кооперационная цепочка. Она работает, но и для продвижения продукции на федеральные и международные рынки нужна поддержка.

Она есть. К примеру, "Калужский Цветочный Холдинг" при содействии властей получил более миллиарда рублей льготного кредитования. Первоначальные инвестиции в проект, стартовавший в 2021 году, составили 2,6 миллиарда рублей. Примечательно, что благодаря реализации этого инвестпроекта были в том числе восстановлены производственные мощности обанкротившегося предприятия "Розовый сад". Помимо прочего эта компания участвовала в нацпроекте "Производительность труда". По словам Николая Тубеншляка, это помогло повысить производительность, увеличить производство и роз, и тюльпанов, уменьшить количество брака. Привлекалось льготное финансирования и для "Галантуса". При этом АРБ помогало разрабатывать необходимые документы. "Галантус" также намеревается стать участником нацпроекта по повышению производительности труда. Благодаря господдержке калужские цветоводы смогли представить свою продукцию на крупных выставках, таких как "Цветы-экспо" в Москве, Floraexpo Astana в Астане.

- Сейчас перед отраслью стоит вызов по производству отечественного посадочного материала тюльпанов. И мы прорабатываем проекты, способствующие решению проблемы. Основная задача - создать условия для независимости наших цветоводов от импортного сырья, - поделился планами гендиректор калужского АРБ.

Ситуация усложняется тем, что цветочный бизнес по-прежнему не имеет своего проводника во властных структурах. Этот сегмент рынка относится и к Министерству сельского хозяйства, и к Минпромторгу. При этом оба министерства не считают его "своим". Цветоводы уже не один год говорят об этой проблеме. До сих пор она по-прежнему не решена. Хотя ситуация в последнее время несколько улучшилась. Так, Минпромторг РФ стал включать цветоводство в свои программы. Статус у этого бизнеса по-прежнему пограничный, но производителей цветочной продукции наконец стали слышать.