Стоимость обанкротившегося ставропольского автозавода за год упала в 4,5 раза

Автомобильный завод "Ставрополь Авто" в городе Михайловске, на который когда-то возлагались большие надежды, не могут продать с молотка уже год. За это время его стоимость упала с 11,3 миллиарда рублей до 2,5 миллиарда и, вероятно, упадет еще ниже.

Автозавод в Ставропольском крае открыли в 2017-м, здесь планировали выпускать около 10 тысяч автомобилей в год. Однако в итоге с конвейера сошли лишь 2,5 тысячи китайских внедорожников Great Wall Hover H3 и H5, их продажи на российском рынке оказались провальными. Линию вскоре остановили и начали искать другие варианты, вплоть до выпуска малотоннажных грузовиков, но безуспешно.

Предприятие признано банкротом в 2020 году. Его долги на тот момент составляли около семи миллиардов рублей при стоимости завода примерно 14 миллиардов. Кстати, еще в 2019-м сообщалось, что власти Ставрополья хотят перепрофилировать завод и превратить его в технопарк. Почему на промышленную площадку до сих пор не найден инвестор, вместе с экспертами разбирался корреспондент "РГ".

Производственные мощности обанкротившегося АК "Ставрополь Авто" в очередной раз выставлены на публичные торги в феврале этого года. Управляющий предприятием не стал дробить имущество на части, а продает его единым лотом по цене чуть более 2,5 миллиарда рублей. Таким образом купить можно только все (производственные цеха, склады, оборудование, спецтехнику и так далее) и сразу. Один лот - один завод.

В марте 2024 года это же имущество выставлялось на открытых торгах за 11,3 миллиарда рублей. Они, в отличие от публичного предложения, предполагают увеличение стоимости актива в ходе аукциона. Сегодняшние торги ведутся на понижение стоимости завода.

Причин, по которым предприятие значительно подешевело, а покупателей до сих пор нет, может быть несколько. Одна из них - арест недвижимости, наложенный Ленинским районным судом Ставрополя в рамках уголовного дела о мошенничестве. Конкурсный управляющий, который и организует его продажу, пытался оспорить это решение в суде, но безрезультатно.

Управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что покупка недвижимости, находящейся под арестом в рамках уголовного дела, рискованна. Ведь приобретение имущества на торгах не освобождает его от обременений.

- Покупка такого имущества возможна только в случае, если потенциальный покупатель готов принять на себя существенные юридические риски, связанные с возможными последствиями уголовного дела. Практика показывает, что подобные активы могут быть интересны либо стратегическим инвесторам, имеющим долгосрочные планы и ресурсы для преодоления юридических сложностей, либо специализированным компаниям, работающим с проблемными активами и рассчитывающим на значительный дисконт, - сообщил эксперт.

Он предположил, что продажа завода все же имеет шансы на успех при условии, что будущий собственник приложит усилия для снятия обременений.

Адвокат и партнер компании "Правовая группа" Владимир Шалаев указывает на то, что проблема уголовных арестов в России носит затяжной характер и подвижки по ней начались совсем недавно.

- Только в конце 2024 года Верховный суд указал, что кредиторы, участвующие в уголовном деле, не имеют никакого приоритета перед участниками дела о банкротстве. Более того, они должны установить свои требования и участвовать в деле наравне с другими кредиторами, - прокомментировал он.

Параллельно с проведением торгов власти Ставрополья пытаются найти инвестора для промышленной площадки, которую ранее занимал автозавод. Как сообщали в правительстве региона, одна из главных проблем - инфраструктурные ограничения. Сегодня объект не подключен к инженерным коммуникациям. А значит, новому собственнику предстоит вновь обеспечить площадку коммунальными и энергетическими ресурсами. Если, конечно, позволят существующие мощности.

- Возможности края по ресурсам небезграничные, и мы должны в первую очередь заниматься технологическим присоединением к инженерным коммуникациям тех инвестиционных площадок, которые дадут наибольшую отдачу в будущем, - заявил первый заместитель председателя правительства региона Андрей Хлопянов.

Он подчеркнул, что готовность к восстановлению инфраструктуры должна обязательно обсуждаться с потенциальными инвесторами. Данная ситуация еще более усложняет продажу завода, считает Илья Жарский. Восстановление инфраструктуры требует существенных дополнительных инвестиций, что при неопределенном юридическом статусе имущества создает двойную нагрузку на покупателя.

- Учитывая активную позицию правительства Ставропольского края по возрождению площадки, можно предположить наличие потенциального инвестора, заинтересованного в приобретении данного актива. Однако для реализации подобного проекта необходима комплексная программа, включающая не только приобретение имущества на торгах, но и меры господдержки в виде инфраструктурных инвестиций, налоговых льгот или включения проекта в программы государственно-частного партнерства, - заключил Илья Жарский.