Правительство ведет системную работу, которая охватывает как вопросы труда мигрантов на территории РФ. В начале марта кабмин одобрил для внесения в Госдуму законопроект, разрешающий мигрантам по одному патенту работать в столичных граничащих друг с другом регионах, а именно в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которые имеют неразрывные экономические связи и по сути общий рынок труда.
При этом регионы должны иметь соответствующие соглашения. Сейчас, по данным МВД, до 15 процентов мигрантов, обращающихся за оформлением патента в Московской области, стоят на миграционном учете в Москве, и около 8 процентов иностранных граждан, оформляющих патент в Москве, стоят на миграционном учете в Московской области.
Сегодня приезжающие туда трудиться люди зачастую не оформляют в каждом патент, а просто кочуют туда-сюда. При этом их активно привлекают к строительству дорог, жилья. Для того, чтобы вывести трудовые отношения мигрантов из тени, и предлагается оформлять единый патент.
Решение о введении нового механизма предоставления патента на работу, который позволит мигрантам работать в столичных агломерациях, правильное, уверен профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. "Экономика Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области связаны между собой различными видами деятельности. Например, это обслуживание межгородских транспортных маршрутов такси, общественного транспорта. И при существующей системе получается, что сотрудник городского таксомоторного или автобусного парков, выезжая на маршрут в область, по формальным признакам нарушает действующее законодательство, поскольку его трудовые функции осуществляются в двух разных регионах.
Как отмечает директор по стратегическим коммуникациям Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Дробышевский, "подход правительства вносит справедливые разумные правила в регулирование труда". "Предлагаемые меры призваны сделать трудовую миграцию более прозрачной с точки зрения контроля, баланса трудовых ресурсов и администрирования для принимающих субъектов. Регионам это упростит учет и обмен данными, а также исключит двойную нагрузку, связанную с оформлением и выдачей патентов", - говорит он.
С целью создания эффективного механизма выявления трудовых мигрантов и их работодателей, уклоняющихся от уплаты налогов, предлагается ряд нововведений в части налоговой политики. Так, для постоянно и временно проживающих иностранных граждан, работающих по найму у физических лиц для личных нужд, новыми законопроектами вводится необходимость уплаты фиксированного авансового платежа по НДФЛ за себя в полном размере и в отношении каждого лица, находящегося в РФ на его иждивении, в размере 50%. При этом, если мигранты скрывают свои доходы, они не смогут получить патент. Информация о доходах также может использоваться МВД и при проверке условий для выдачи (аннулирования) вида на жительство и разрешения на временное проживание.
В то же время власти нацелены на то, чтобы привлекать в Россию как можно больше настоящих высококвалифицированных иностранных работников и исключить возможности злоупотребления льготным порядком привлечения для легализации иностранных граждан более низкой квалификации. Для этого предлагается увеличить порог минимальной оплаты их труда, а также предусмотреть его ежегодную индексацию для признания иностранных граждан высококвалифицированными специалистами.
Совершенствование миграционной политики не ограничивается только сферой трудоустройства. С 1 апреля детей работающих здесь легально мигрантов будут зачислять в школы только при условии успешного прохождения тестирования на знание русского языка.
Для реализации норм принятого в конце прошлого года федерального закона об обязательном тестировании на знание русского языка для детей мигрантов при приеме в российские школы минпросвещения разработаны приказы о порядке приема в школы и их тестирования, которое будет проходить в устной и письменной формах, за исключением первоклашек - для них будет проводиться только устное тестирование. Если все хорошо, ребенка примут в школу. Если нет - будет рекомендовано пройти дополнительное обучение русскому языку. Повторно пройти тестирование можно будет не ранее чем через три месяца.
В ближайшее время должен быть зарегистрирован приказ Рособрнадзора, определяющий минимальное количество баллов, которое дети мигрантов должны набрать при тестировании на знание русского языка. Как стало известно "РГ", им, в частности, потребуется набрать не менее 3 баллов, что соответствует уверенной тройке по традиционной пятибалльной шкале.
Тесты при поступлении в школу детей мигрантов - мера, которая направлена, прежде всего, на повышение качества образования всех детей и для создания комфортных условий в школах, отмечает Александр Сафонов. "К сожалению, ранее при нахождении ребенка в школе, который не имел достаточного уровня знаний русского языка, возникали проблемы с освоением учебного материала. Принимаемые меры, прежде всего, позволят улучшить качество образования. Поскольку изучение материала в классе, где все дети понимают друг друга, а самое главное учителя, обеспечит комфортные условия освоения образовательной программы, повлияет на их успеваемость, а также позволит учителю более эффективно распределить учебное время. Поэтому требования по освоению русского языка должны рассматриваться в качестве превентивной меры защиты как российского ребенка, так и детей иностранных граждан, их прав на безопасность и получение качественных знаний", - констатировал эксперт.
Также правительством подготовлен законопроект, вводящий механизм передачи сведений о детях иностранных гражданах, обучающихся в школах (или отчисленных из них). Это нужно для того, чтобы оперативно выявлять детей мигрантов, которые не были зачислены в общеобразовательные организации, в том числе по результатам тестирования на знание русского языка, для их дальнейшей интеграции и адаптации.
Инициативы федерального правительства в рамках регулирования миграции отличает сочетание двух векторов целеполагания.
С одной стороны, кабинет министров создает барьеры для роста числа не адаптированных к российскому обществу иностранных специалистов и исключает возможность для реализации фиктивных мер по интеграции мигрантов. С другой стороны, совершенствует систему контроля за прибывшими в страну мигрантами, отмечает декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ, доктор политических наук, доцент Павел Селезнев.
"В целом - правительство ужесточает миграционную политику в конструктивном ключе, создавая целостную систему контроля за миграцией. Проблема миграции носит сложный характер, и предлагаемый подход можно назвать достаточно жестким, но при этом выстраиваемым в конструктивном ключе с точки зрения решения государственных задач", - полагает эксперт.