Кыргызстан еще в 2022 году заявил о намерении присоединиться к Римскому статуту, дающему стране право обратиться в Международный уголовный суд. С тех пор прошло более двух лет, но я почему-то не нашел упоминания в открытых источниках о том, ратифицировал ли Бишкек соглашение о МУС. Тему как-то обошло внимание общественности. На мой взгляд, это символично и свидетельствует о истинной значимости данного закона для нашей республики: для общественно-политической жизни, для внешней и внутренней политики Кыргызстана вопрос о Римском статуте не имеет особой актуальности. Поэтому мы так индифферентно к этому и относимся.
Тест для элит
Тем не менее для власти, прежде всего ее законодательной ветви, для тех госорганов, которые определяют и осуществляют внутреннюю и внешнюю политику страны, отношение к МУС стало своеобразным тестом.
Дело, на мой взгляд, в том, что ряд крупных государств, включая основных глобальных игроков, в МУС не участвуют, но располагают рычагами и способами воздействия на эту организацию, являющуюся, по определению, международной. Известно, что финансируют этот "суд" и обеспечивают его работу правящие круги стран Европы, прежде всего Великобритании, ФРГ и некоторых других участников ЕС, которые выказывают повышенный интерес к Центральной Азии. Поэтому для меня вполне понятно, что на МУС возлагается один из аспектов той политики, которую осуществляла и продолжает проводить Западная Европа еще со времен завоевания Англией Индии.
В Центральной Азии такой инструмент направлен на реализацию политических и экономических интересов этих кругов. И давление на Монголию, которая отказалась выполнять требование этой организации - арест президента России Владимира Путина, - тому свидетельство.
Вердикты этого института выносятся, как правило, в одном пакете с обвинениями политических лидеров тех или иных стран в отступлении от норм демократии и тоталитаризме. Центральная Азия, не стоит обманываться, не станет исключением. Так что вполне справедливо называть МУС одним из рычагов воздействия глобалистской верхушки на развивающиеся страны. Это своего рода страшилка для их режимов.
В замечательной сказке "Золотой ключик" есть эпизод: когда Карабас Барабас из-за кулис грозит куклам плеткой, они, напуганные, начинают усиленно развлекать зрителей. Это сравнение вполне уместно для живописания сущности и методов работы МУС. Причем сам "суд" здесь не столько выступает в роли Карабаса Барабаса, сколько, по сути, является той самой плеткой.
Ошибка? Заказ? Лобби!
Политики многих стран, включая нашу, подчас не видят в МУС угрозу для себя. Все они опытные, достаточно обеспеченные, располагают хорошими консультантами и адвокатами. Что им МУС? Да, но только у каждого из них вместе с их семьями и близкими есть свои мечты и планы на комфортное будущее, включая образование, отдых, жизнь и бизнес в Европе, на Западе. Это один из факторов, способствующих превращению МУС в удобный инструмент глобальных кукловодов, позволяющий расширять ареал его применения, рекрутировать лоббистов на местах.
Помнится, впервые о возможном присоединении к МУС в Кыргызстане заговорили еще в конце 1990-х, по инициативе влиятельных НПО, действующих в республике. Они способствовали тому, чтобы информация об этой организации регулярно публиковалась в медиа. В ту пору в нашей стране многие так называемые некоммерческие и правозащитные структуры стали проводниками западных интересов, и руководство Кыргызстана того времени позже раскаивалось, что допустило подобное. Многочисленные неправительственные организации, как известно, возникли в республике вследствие проводимой властями многовекторной внешней политики. Это привело к появлению в стране активных агентов западного влияния, в том числе в форме НПО,а в итоге к реальному вмешательству североатлантического блока во внутренние дела Кыргызстана. Более того - к перевороту, когда неконституционным путем был отстранен от власти первый президент нашей республики Аскар Акаев.
Испытание суверенитета
Попытаемся представить, что произойдет, если Кыргызстан ратифицирует договор о МУС. Такой правовой акт поставит данный международный договор выше национального законодательства и даже Конституции республики! Решения МУС станут выше вердиктов Верховного суда КР. И у посторонних, чуждых нам политических сил появятся легитимные, юридические основания диктовать нашей стране свои правила и реализовывать у нас свои законы, нормы, цели.
Сегодня официальный Бишкек строит внешнюю политику, отдавая приоритет национальным интересам. Власти укрепляют независимость и суверенитет республики. Политики Кыргызстана озабочены темой национальной идентичности. А ратификация соглашения по МУС неизбежно войдет в противоречие с этим мейнстримом.
Но проблема не только в этом. Ратификация договора по МУС поставит Кыргызстан в сложное положение из-за противоречий, которые грозят возникнуть с такими глобальными игроками, как США, Китай, Россия - странами, на которые не распространяется юрисдикция МУС. Позволю себе напомнить, что Римский статут и Международный уголовный суд - не одно и то же. Они, образно говоря, причина и следствие. МУС - порождение Римского статута. Россия утвердила статут, но членом "суда" не является. США - аналогично. Тонкая, казалось бы, но однозначная грань, межа. Этот момент необходимо понимать и учитывать. Как, кстати, и то, что нынешний Вашингтон с избранием Дональда Трампа президентом откровенно пренебрежительно относится к ЕС, который еще недавно рассматривался в качестве важного актора глобальных игр. В глазах президента США Европа - "хромая утка", а в отношении МУС он и вовсе ввел санкции.
Что делать?
Кыргызстан плодотворно, взаимовыгодно участвует в ШОС, ЕАЭС и ОДКБ - организациях, в которых представлены наши важнейшие, стратегические партнеры. Конструктивно ли вообще рассуждать о ратификации соглашения по МУС, который заявил о намерении преследовать лидера страны - нашего ближайшего союзника? Что и кто подталкивает нас попытаться войти в клинч с великими державами, включая США, к которым реалии требуют относиться с должным уважением, о чем на днях на примере Владимира Зеленского напомнили президент и госсекретарь США?
Полагаю, нам перспективнее не ратифицировать вхождение в МУС, а протестовать против его решений. Или хотя бы публично выразить свое несогласие и призвать уголовный суд, если он действительно является таковым, заниматься не глобальной политикой, а своей задачей - выявлять и осуждать уголовных преступников.
Не думаю, что от МУС в случае чего можно отмахнуться, как это недавно продемонстрировала Монголия. Следует учитывать, что этот институт претендует на то, чтобы превратиться в транснационального монстра, аффилированного с влиятельными политическими и финансовыми кругами крупных государств. Чудище обло, озорно, стоглавно, стозевно и лаяй... Может, и не нам с ним бороться. Но нам не стоит и подкармливать его.