Администрация города заключила концессионное соглашение еще в апреле 2022-го. В следующем году на объект выдали строительное разрешение, но практически сразу начались проблемы. Компания регулярно жаловалась на удорожание стройматериалов, а также на сложности с калининградской логистикой. Сроки затягивались, а стоимость проекта увеличилась сначала до 1,4 миллиарда рублей, а затем и вовсе перешагнула отметку в 1,7 миллиарда. И это притом что концессионер сразу и в полном объеме получил всю стоимость контракта в размере 589 миллионов рублей.
Работы забуксовали: строители даже не возвели до конца четырехэтажное здание, и жители Юго-Восточного района Калининграда по сей день наблюдают пустующую бетонную коробку без крыши, окон и перекрытий. Окончательно стройка встала в середине 2024 года.
- У нас были большие надежды на эту школу. Сейчас моему сыну четыре года. Думали, что из детского сада сразу пойдем сюда, поскольку добираться до центра с улицы Левитана не очень удобно. Теперь понимаем, что нужно подыскивать другой вариант. Жалко, конечно. Микрорайон у нас довольно большой, и школа здесь однозначно нужна. Может, когда-нибудь ее все же достроят, - надеется калининградка Марина Александрова.
Подрядчик объяснял затягивание сроков "необходимостью корректировки проектной документации" и "не зависящими от него причинами". Концессионер попытался изменить условия соглашения через Федеральную антимонопольную службу и Арбитражный суд Москвы, однако у него ничего не вышло. Судебная инстанция встала на сторону властей Калининграда.
- Данные правовые отношения связаны с расходованием бюджетных средств на социально значимый объект. Они предполагают куда большую ответственность сторон, чем официальные договоренности, основанные на частноправовых началах. Концессионер должен был это понимать. Компания не доказала возможность исполнения ранее заключенного соглашения в установленные сроки, - прокомментировали в суде.
Параллельно с концессионером судилась администрация Калининграда. Мэрия хотела обязать его и субподрядчика, непосредственно работающего на стройке, обеспечить сохранность и консервацию недостроя. Компании на суд не пришли, иск городских властей удовлетворили, а в январе 2025-го на судебное решение выдали исполнительный лист.
А вот взыскать с концессионера те самые 589 миллионов рублей и неустойку в размере 1,2 миллиона рублей пока не удалось. Суд назначил строительно-техническую экспертизу, которая определит, насколько готова заброшенная школа, соответствуют ли выполненные работы проекту и нормативам и как в целом обеспечивается безопасность объекта. Результаты станут известны уже в марте этого года.
- Важно, чтобы недострой передали в муниципальную собственность. Это позволит нам самостоятельно возобновить строительство, - подчеркнула глава администрации Калининграда Елена Дятлова.
По словам сити-менеджера, другого правового механизма, позволяющего решить проблему, не существует. Если все сложится удачно, то стройку продолжат в 2026 году.
Проект школы на улице Левитана стал далеко не единственной "жертвой" концессионера. Та же самая компания должна была построить образовательное учреждение в Гурьевском муниципальном округе. На проект по концессионному соглашению выделили 2,7 миллиарда рублей. Сдать школу собирались в конце 2023 года, однако сроки также сорваны. Этим случаем заинтересовались в полиции. Правоохранители провели проверку и выяснили, что концессионер не собирался выполнять свои обязанности по соглашению и хотел просто похитить деньги. В итоге на фирму завели уголовное дело по статье за покушение на мошенничество в особо крупном размере.