В Москве пройдет выставка о выдающихся женщинах-режиссерах отечественного кино

В столичном Еврейском музее и Центре толерантности открылась выставка "Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой". Кураторы: Нина Гомиашвили и Вячеслав Шмыров.
На съемках "Семнадцати мгновений весны". Татьяна Лиознова дает последние указания исполнителю роли Плейшнера Евгению Евстигнееву.
На съемках "Семнадцати мгновений весны". Татьяна Лиознова дает последние указания исполнителю роли Плейшнера Евгению Евстигнееву. / Пресс-служба Еврейского музея

Экспозиция охватывает почти всю историю отечественного кинематографа, но рассказывает о ней с точки зрения работавших в киноиндустрии женщин. Выставка - еще и исследование, призванное ответить на вопрос, кто такие женщины-режиссеры прошлого века и что их отличает от нынешних представительниц режиссерской профессии. Генеральный партнер выставки - Государственный центральный Музей кино.

Героини экспозиции - от "пионерок" движения до сегодняшних дебютанток. Посетители музея смогут узнать о жизни и творчестве Ольги Преображенской, Маргариты Барской, Эсфири Шуб, Надежды Кошеверовой, Татьяны Лиозновой, Юлии Солнцевой, Александры Хохловой, Киры Муратовой, Ларисы Шепитько, Динары Асановой, сестер Брумберг и других выдающихся женщин-режиссеров, в том числе - представительниц нового кинематографического поколения.

Композиционно выставка разделена на три части. Первая посвящена десяти женщинам-режиссерам: от Ольги Преображенской, начинавшей свой путь в кино в дореволюционную пору, до младших современниц Татьяны Лиозновой - Киры Муратовой, Ларисы Шепитько и Динары Асановой. Фильмы, участвующие в экспозиции, формируют представление о "женском кино" ХХ века вовсе не как о периферии кинопроцесса, а как о весомой части классического кинонаследия. К ним можно отнести и первую экранизацию "Тихого Дона" (1930) Ольги Преображенской, и первый советский фильм для детей "Рваные башмаки" (1933) Маргариты Барской, и любимую многими поколениями киносказку "Золушка" (1949) Надежды Кошеверовой, и поэтическую балладу по сценарию Александра Довженко "Повесть пламенных лет" (1960) Юлии Солнцевой, и трагический фильм-реквием о великой войне "Восхождение" (1976) Ларисы Шепитько.

Вторая часть выставки рассказывает о творческом пути Лиозновой. Татьяна Лиознова (1924 - 2011) - кинорежиссер и сценарист, народная артистка СССР, автор фильмов "Три тополя на Плющихе", "Карнавал", "Мы, нижеподписавшиеся". Однако самой известной ее работой стал многосерийный фильм "Семнадцать мгновений весны", герой которого - разведчик Штирлиц - уже более 50 лет остается едва ли не самым популярным персонажем советской и постсоветской массовой культуры.

Лиознову называли "железной леди советского кино": она была одной из самых значительных женщин в преимущественно мужском мире режиссуры второй половины ХХ века. Ее творчество при этом стало переломным этапом между поколениями женщин-кинематографистов и обозначило переход от роли помощницы и младшей коллеги (как правило, мужа-режиссера) к самостоятельным проектам, от амплуа умелой производственницы и верной подруги - к полноправному автору кинематографического высказывания.

При этом в творчестве самой Лиозновой парадоксальным образом сочеталось мужское и женское. В ее фильмографии присутствуют как "мужские" ("Им покоряется небо", "Рано утром"), так и "женские" картины ("Евдокия", "Карнавал"). Культовые работы, ставшие квинтэссенцией ее творчества, - "Три тополя на Плющихе" и "Семнадцать мгновений весны" - полноценно раскрывают судьбы и характеры как героев, так и героинь.

Третья часть выставки представляет собой видеоинтервью, в котором о профессии рассказывают представительницы современного поколения женщин-режиссеров: от опытных Веры Сторожевой и Анны Меликян до дебютанток Клавы Коршуновой и Заки Абдрахмановой.

На выставке - эскизы к фильмам, фотографии со съемок, фотопробы, афиши, документы, включая режиссерские сценарии, и иные артефакты, связанные с миром кино. Экспонаты из своих фондов предоставили Государственный центральный музей кино, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей, Московский музей современного искусства, РГАЛИ, РОСФОТО, Госфильмофонд России, крупнейшие киностудии страны и несколько частных собраний.

Выставку будет сопровождать публичная программа, состоящая из кинопоказов, творческих встреч и лекций. Попасть на нее можно до 27 июля. 

Тем временем

Выставка "Театр и кино в эскизах" открывается с 13 марта в Библиотеке-Читальне им. И.С. Тургенева. В экспозиции - работы двух выдающихся мастеров сценографии и кинематографии Владимира Трапезникова и Виктора Архипова, членов секции художников театра, кино и телевидения Московского Союза Художников.