Евразийский экономический союз наращивает грузоперевозки

Валерий Шарифулин/ТАСС
Грузоперевозки между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2024 году выросли на 5-10%, свидетельствуют отзывы представителей рынка и данные официальной статистики стран - участниц объединения. Особенно заметно нарастили взаимные и транзитные перевозки Россия и Беларусь, развивая транспортный коридор "Север - Юг". В 2025 году эксперты "СОЮЗа" ждут дальнейшего роста перевозок и укрепления логистической системы на евразийском пространстве.

"По нашим данным, в 2024 году число перевозок между Россией и Беларусью выросло на 13% по сравнению с показателями 2023 года. В свою очередь, тоннаж доставок увеличился на 8%. Отдельно отмечаем рост спроса на поставки из Беларуси в Россию - на 17%", - рассказал "СОЮЗу" заместитель генерального директора по развитию ГК "Деловые Линии" Дмитрий Хрущалев. Увеличение перевозок произошло за счет запчастей, предметов личной гигиены, косметики, оборудования. По этим товарам был заметен наибольший прирост, уточняет представитель логистической компании.

В том, что именно Союзное государство становится драйвером развития грузовых перевозок в ЕАЭС и на евразийском пространстве в целом, нет ничего удивительного. Беларусь является основным торговым партнером России, замечает соучредитель ГК "Сервисная логистическая компания" Дмитрий Аржаных.

В рамках ЕАЭС заметный рост объемов перевозок с Союзным государством демонстрирует Казахстан, добавляет он. По мнению представителя логистической компании, это связано с тем, что именно Казахстан стал основным транзитным хабом для доставки товаров в Россию из различных стран после введения санкций. "Особенно сильная и выгодная логистика выстроилась через Казахстан при импорте товаров из Китая", - отмечает он. Везут грузы как поездами, так и автотранспортом.

По данным Бюро национальной статистики Казахстана, в 2024 г. товарооборот этого государства со странами ЕАЭС составил 30,4 млрд долларов США, что в номинальном выражении больше на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Существенный рост грузоперевозок у Казахстана с Россией и Беларусью наблюдается уже несколько лет, отмечает управляющий партнер консалтинговой компании "2Б Диалог" Борис Богоутдинов. За 10 месяцев 2024 г. объем железнодорожных грузовых перевозок между Россией и Казахстаном вырос на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., указывает эксперт. При этом на железнодорожные перевозки приходится порядка 60% всех грузоперевозок, автомобильные перевозки занимают 33% общего объема, отмечает он.

Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Евгений Гайва

Казахстан, в свою очередь, как транзитный хаб наращивает транспортное сообщение со странами, не входящими в ЕАЭС. Основными торговыми партнерами Казахстана являются Китай (21,3%), Италия (14,1%), Россия (19,7%). Страны СНГ занимают во внешней торговле Казахстана долю в 26,4%, а ЕАЭС - 21,5%. При этом по сравнению с 2023 г. доля России выросла на 0,3 процентного пункта, Китая снизилась на 0,2 п.п., а Италии выросла на 2,5 п.п.

Кыргызстан также активно расширяет контакты в рамках ЕАЭС. Поставки товаров на экспорт в страны ЕАЭС за 2024 г., по предварительным данным Национального статистического комитета Кыргызстана, выросли на 13%, а импорт из ЕАЭС - на 6,8%.

Только торговые связи Армении со странами ЕАЭС ослабляются из-за сокращения торговли с Россией. Это может быть связано с осложнением геополитической обстановки. По данным Статкомитета Армении, экспорт в Россию снизился на 24,5%, а импорт из России - на 43,7%. Экспорт из Армении в Беларусь в 2024 г. по сравнению с 2023 г. вырос на 22,5%, но это не компенсирует потери. При этом импорт из Беларуси снизился на 12%. Снижается также объем торговли Армении с Казахстаном, Кыргызстаном.

Впрочем, место Армении занимает Азербайджан. В частности, товарооборот этой страны с Россией по итогам 2024 г. вырос на 10,1%.

Развитие транспортных перевозок внутри ЕАЭС выгодно всем участникам, тем более что транспортно-логистическая система ЕАЭС встраивается в международный логистический маршрут "Север - Юг". Вот этими возможностями в полной мере и старается воспользоваться Азербайджан.

С 2021 года, указывает Борис Богоутдинов, объем перевозок по маршруту "Север - Юг" вырос на 42,7%. Причем наибольший рост показала восточная часть через Казахстан и Туркменистан. В 2024 г., по словам эксперта, перевозки увеличились в три раза по сравнению с 2023 г. и достигли 2 млн тонн. Двусторонние перевозки между Россией и Азербайджаном выросли на 5%, достигнув 11 млн тонн.

Маршрут позволяет различным странам участвовать в поставках товаров между Европой и Южной Азией. В 2024 г. через российско-азербайджанские КПП было перевезено порядка 5 млн тонн грузов для Ирана, что делает это направление лидером по автомобильному грузообороту, указывает Борис Богоутдинов. Сейчас реализуется проект по строительству железнодорожного участка Решт - Астара, который будет ключевым звеном в международном коридоре "Север - Юг" и соединит Россию, Азербайджан и Иран. Это откроет объем ежегодных железнодорожных перевозок между Россией и Ираном не менее 14 млн тонн в год. Маршрут также открывает выход в Индию. По итогам 2024 г. компания FESCO отправила через Новороссийский порт более чем 16 тыс. TEU контейнеров, при этом общий товарооборот между Россией и Индией достиг 66 млрд долларов.

Задействована и западная оконечность маршрута. Товарооборот между Европой и Беларусью за январь - сентябрь 2024 г. превысил 37 млрд долларов, увеличившись на 8,4%, отмечает Борис Богоутдинов. Рост западных грузоперевозок в целом по коридору "Север - Юг" в 2024 г. свидетельствует об укреплении торгово-экономических связей между странами, замечает эксперт.

В 2025 г. ожидается, что грузоперевозки по коридору "Север - Юг" вырастут до 27-28 млн тонн. Также будет увеличиваться объем контейнерных перевозок по Каспийскому морю, считают эксперты.

Развитие перевозок на большом евразийском пространстве стимулирует международная обстановка, отмечает Евгений Школьный, директор по логистике ГК "ЕТЕ" (компания занимается импортом и экспортом товаров по всему миру). Из-за роста напряженности у берегов Красного моря значительно сократилось морское сообщение. Это привело к переключению транспортных потоков на евразийское пространство. Объем транзитных перевозок по направлению Китай - Европа - Китай по железной дороге увеличился более чем на 50%.

В 2025 г. взаимные перевозки между Россией и Беларусью будут расти, как и перевозки со странами ЕАЭС - Казахстаном, Арменией, Кыргызстаном, считает Евгений Школьный. Причем Союзное государство будет наращивать грузовое транспортное сообщение с Абхазией. По его мнению, также будет увеличиваться транзитное движение грузов между Европой и Азией через территорию России.

Реализации потенциала маршрута "Север - Юг" поспособствует оптимизация транспортно-логистических процессов и снижение барьеров в трансграничной торговле, прежде всего между Россией и Беларусью, отмечают специалисты. Эти меры являются частью долгосрочной стратегии по формированию единого экономического пространства в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Одним из важнейших шагов стало развитие единого энергетического рынка, что напрямую влияет на снижение затрат в логистическом секторе. Доступ к конкурентным ценам на электроэнергию повышает эффективность железнодорожного и складского хозяйства, снижая себестоимость перевозок. Теперь требуется согласование тарифной политики и создание единого механизма регулирования, считают эксперты.

Экономический рост транспортного сектора в 2024 г. поддерживался за счет масштабных инвестиционных проектов. Среди ключевых факторов Программа модернизации транспортных узлов, которая включает в себя расширение пропускной способности железнодорожных переходов и развитие логистических хабов вблизи границы, развитие цифровых технологий в логистике, а именно внедрение цифровых таможенных решений и системы единого транзитного пространства для ускорения оформления грузов, а также подготовка к автономному транспорту. Беларусь вошла в топ-10 стран мира по уровню готовности к использованию автономных грузоперевозок, что демонстрирует высокий потенциал цифровизации логистики.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться