В Приморье спрогнозировали увеличение мощностей портовой инфраструктуры

К 2030 году суммарная мощность портов Приморского края может увеличиться на 60 процентов, достигнув отметки перевалки грузов в 316 миллионов тонн ежегодно. Сейчас этот показатель составляет 189 миллионов тонн. Об этом заявила первый вице-губернатор и председатель правительства региона Вера Щербина.
Логистические проекты играют важную роль в формировании валового регионального продукта и привлечении инвестиций.
Логистические проекты играют важную роль в формировании валового регионального продукта и привлечении инвестиций. / РИА Новости

Грузы, налоги, зарплаты…

Между тем масштабы поворота России на Восток, по крайней мере в экономической части, лучше всего видны именно на примере работы дальневосточных портов. Уже давно побиты все возможные советские рекорды по части объемов перевалки грузов. Подъездные пути забиты под завязку вагонами.

Власти Приморья рассчитывают на серьезное увеличение налоговых поступлений от отрасли и создание здесь новых высококвалифицированных, а значит и высокооплачиваемых рабочих мест.

Да и количество самих портов значительно выросло. В это сложно поверить, но на обширном тихоокеанском побережье России (конечно, исключая северную часть) уже есть проблемы с размещением новых мощностей. Где-то глубины не позволяют, а где-то - удаленность от транспортных артерий. А еще побережье занято жилыми зонами, территорией, выделенной под рекреацию, заповедниками и так далее. Огромный Дальний Восток сегодня активно осваивается, и, чтобы застолбить здесь место под реализацию проекта, нужно поторопиться. Портовики уже поняли это.

Первый вице-губернатор Приморья отметила, что в регионе активно реализуются проекты в сфере логистики. Так, новый порт в бухте Суходол, запущенный в 2024 году, имеет мощность до 12 миллионов тонн грузов в год. Ведется также строительство нового причала на искусственном земельном участке в порту "Первомайский" во Владивостоке. ВМТП уже увеличил свои возможности до миллиона обработанных контейнеров в год. Терминал Астафьева способствовал удвоению контейнерооборота Находкинского порта, достигнув 100 тысяч ДФЭ в год. Завершение первого этапа создания крупнейшего транспортно-логистического центра "Артем" запланировано на текущий год.

При этом новые проекты в крае направлены далеко не только на взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, во Владивостоке будет создан восточный транспортный узел Северного морского пути. Порты Приморья также обеспечат все возрастающее каботажное сообщение с Сахалином, Камчаткой, Чукоткой и другими регионами.

Кроме того, в крае динамично развивается наземная логистика, которая тесно связана с работой портов. Объем перевозимых грузов через автомобильные переходы увеличился в 2022 году в 1,5 раза, в 2023-м - в 1,6, за девять месяцев 2024 года - также в 1,6. Планируется, что в ближайшие годы пропускная способность автомобильных пунктов вырастет более чем в семь раз - до 918 тысяч автомобилей в год.

- Транспортная отрасль играет ключевую роль в экономике нашего края. Она составляет 24 процента общего валового регионального продукта и привлекает 27 процентов инвестиций. Более 70 тысяч жителей края трудятся в этой сфере, причем средняя заработная плата здесь превышает 104 тысячи рублей. К 2030 году запланированы новые проекты в транспортной сфере, которые создадут около восьми тысяч рабочих мест, - подчеркнула Вера Щербина.

Ставка на контейнеры

В свою очередь заместитель председателя регионального правительства Николай Стецко подчеркнул важность сосредоточения внимания в транспортной отрасли на контейнерных перевозках. Он отметил, что это является ключевым фактором развития региона.

Сегодня в Приморье реализуется около 30 крупных инвестиционных проектов в области логистики, связанной в том числе и с контейнерными перевозками. Общие затраты на них оцениваются в огромную сумму - около 0,5 триллиона рублей.

Власти рассчитывают на серьезное увеличение налоговых поступлений от отрасли и создание в регионе новых высококвалифицированных, а значит и высокооплачиваемых рабочих мест

- Мы видим, что планы развития портов позволяют нам ориентироваться на фактически удвоение мощностей к 2030 году - около шести миллионов контейнеров в год смогут переваливать эти предприятия, - сказал Николай Стецко.

Узкие места

Конечно, есть и очевидные проблемы, которые пока тормозят развитие портов и логистической инфраструктуры в регионе в целом. Во-первых, это железная дорога, возможности которой все еще отстают от существующих потребностей. И речь не только о Транссибе и БАМе как таковых.

- В настоящее время из-за ограничений по инфраструктуре грузооборот портов не может существенно нарастить мощности. За девять месяцев 2024 года он увеличился всего на 1,6 процента, а контейнерный оборот - на 1,7. Для преодоления этого в ходе реализации второго и третьего этапов проекта развития Восточного полигона железных дорог проводятся соответствующие мероприятия. Так, сейчас в Шкотово ведется строительство нового участка протяженностью десять километров, что увеличит пропускную способность участка в 1,4 раза - до 102,3 миллиона тонн, - привела данные Вера Щербина

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

При этом, как отметил заместитель начальника Дальневосточной железной дороги Виктор Демьянко, несмотря на все работы по развитию Восточного полигона, здесь остаются проблемные места, в основном на направлении в сторону Находки.

Ставки высоки

Вторая серьезная проблема - высокая ключевая ставка. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) обратилась в ЦБ РФ с письмом, в котором описываются возникшие из-за этого проблемы. Так, по данным АСОП, за четверть века портовые мощности в РФ выросли более чем в пять раз, до 1,37 миллиарда тонн, а объем перевалки - более чем в 5,6 раза, до 906,5 миллиона тонн. При этом соотношение частных и государственных инвестиций не опускалось ниже 5-10 рублей к 1 рублю.

Чтобы сохранить эти темпы, а также достичь целевых показателей реализации нацпроекта "Эффективная транспортная система", предполагающего рост объема международных перевозок к 2030 году в 1,5 раза и увеличение мощностей морских портов до 1,6 миллиарда тонн, необходимо привлечь 580 миллиардов рублей частных и 119 миллиардов рублей государственных инвестиций.

Но санкции и ограничение на формирование доходной части портовых проектов в иностранной валюте препятствуют кредитованию за пределами РФ, а практически запретительная базовая ставка ЦБ не позволяет использовать заемные средства, говорится в письме.

В этой связи ассоциация просит главу Банка России Эльвиру Набиуллину "при принятии решений по ключевой ставке и иным мерам по борьбе с инфляцией учитывать возможные негативные последствия для портовой и других отраслей транспорта".