Наша работа - не просто техническое обслуживание судов, а важная составляющая промышленно-экономического комплекса страны. В этом деле пересекаются традиции, опыт поколений и современные вызовы, требующие как оперативных, так и стратегических решений.
На страницах "Российской газеты" помощник президента, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев сообщил, что создана рабочая группа по подготовке проекта федерального закона о государственном регулировании судостроительной промышленности. По его мнению, это будет способствовать обеспечению господдержки высокотехнологической отрасли. Я абсолютно согласен с этим.
Одной из самых острых проблем для нас остается нехватка квалифицированных кадров. Сегодня средний возраст работников судоремонтной отрасли составляет 50-60 лет. Хуже того, многие уникальные специальности постепенно утрачиваются. Молодежь, к сожалению, не спешит идти в профессию, несмотря на то что судоремонт - это сфера, которая способна предложить стабильность, достойную заработную плату и интересные перспективы.
Для создания кадрового резерва и привлечения молодых специалистов мы сотрудничаем с профильными вузами и колледжами, интегрируем практику студентов в реальные производственные процессы.
Последние годы принесли серьезные изменения в систему поставок комплектующих. Первоначально это казалось проблемой, но в итоге стало стимулом для поиска внутренних резервов, позволяя найти способы компенсировать прежде налаженные связи.
Сегодня отечественные производители уже наращивают выпуск необходимых компонентов, развивается внутренняя кооперация. Конечно, процесс замещения требует времени, и для его ускорения необходимо обеспечить системную поддержку производителей, изготавливающих комплектующие, со стороны государства и частных инвесторов.
Мы видим растущий спрос на услуги судоремонта, что дает уверенность в завтрашнем дне. И это не пафос, а реальность. Тем не менее долгосрочное планирование и многолетние программы загрузки производств позволят значительно повысить эффективность и снизить издержки.
Для этого нужны государственные заказы и стабильные контракты. Уже есть позитивные примеры, когда такие меры позволили предприятиям не только сохранить, но и развить мощности.
На большинстве судоремонтных комплексов используется оборудование, которому не один десяток лет. Плавучие доки, станки, здания требуют не просто ремонта, а модернизации и даже замены. Однако самостоятельно предприятия не могут справиться с такой задачей - без финансовой поддержки процесс обновления растянется на десятилетия.
Уже начали внедрять программы господдержки, партнерство с частными инвесторами набирает обороты. Это важный сигнал для отрасли: развитие возможно, если действовать сообща.
Да, проблемы в судоремонте очевидны, но они - не причина для пессимизма. Напротив, это повод задуматься и действовать. Я убежден, что если совместными усилиями бизнеса, образовательных структур и, конечно, государства мы будем двигаться в одном направлении, отрасль получит новый импульс для развития.