Мы проводим ежегодные армейские учения, но никаких совместных образцов вооружений пока нет. Говорим о широком научно-образовательном сотрудничестве, создано несколько десятков совместных научных лабораторий - но ни в одной из них не произведено совместного продукта. В Поднебесной полным-полно наших ученых, в городе Шэнчжэне открыт китайско-российский университет, но как юрлицо и налоговый резидент он зарегистрирован в КНР. Многие наши инновации работают на Китай - например, подсчитано, что около тридцати процентов разработок, используемых в телефонах "Хуавэй", сделаны российскими программистами и специалистами, и все они капитализируются на территории КНР. При этом в России нет китайских лабораторий и исследовательских центров. Это не значит, что Китай недружелюбен к России - он на самом деле крайне доброжелателен, но действует по отношению ко всем своим соседям по традиционным схемам и опыту своей истории, насчитывающей пять тысяч лет.
По данным китайской таможни, в прошлом году наша двусторонняя торговля составила 244 миллиарда долларов. Торговля растет из года в год, но она меньше, чем совокупный оборот КНР со странами Африки. И, естественно, меньше, чем торговля Китая с США, ЕС и АСЕАН. Поднебесная постепенно переориентирует большую часть внешнеторгового оборота на страны АСЕАН, чтобы открепиться от Америки, учитывая возникающие сложности. Многие бизнесы там (особенно в Индонезии и Малайзии) ведутся выходцами из КНР в первом, втором и третьем поколениях. Поэтому КНР торговать с АСЕАН гораздо проще, чем с Россией, которая, несмотря на "разворот на Восток", не стала азиатской страной. Психологически она не воспринимается как политическая и ценностная часть Азии, хотя три четверти территории России относится к этой части света. Надо понимать еще, что общий объем российской торговли в странах Азиатско-Тихоокеанского региона занимает 1,3 процента. Для АТР мы не являемся крупным игроком.
При этом у нас с Китаем заметный профицит в торговле, и это редчайший случай - у подавляющего большинства стран с КНР наблюдается торговый дефицит. Правда, в 2024 году прирост нашего товарооборота составил менее двух процентов. КНР поддержала часть санкций против России, и ничем иным нельзя объяснить проблемы с платежами. Бутылочное горлышко, возникшее в платежах (особенно с середины прошлого года), никуда не исчезло. Межбанковские форумы, различные официальные и неофициальные встречи показывают, что Китай занял принципиальную позицию: ни одна товарная операция, ни один платеж не будут расшиты до окончания горячей фазы СВО.
Большую часть российского экспорта, как всегда, составляют нефть и газ. Заметно прирастает продукция лесного хозяйства и аграрного сектора, но они не играют существенной роли в общем объеме торговли. Нам Китай поставляет в процентном отношении столько же машин и оборудования, сколько мы - нефти и газа. В прошлом году мы нарастили объемы поставок углеводородов, но в ценовом выражении они снизились. Тенденция такова, что наш экспорт в КНР будет уменьшаться, а импорт увеличиваться, и профицит может превратиться в дефицит.
Все разговоры о том, что российская продукция популярна в Китае, - не более чем миф. Достаточно посмотреть крупнейшие китайские онлайновые площадки вроде "Алибабы". Это ни в коей мере не значит, что наши товары плохие. Они очень хорошие - если их правильно продавать. Я вижу абсолютное неумение работать с розничным китайским рынком и с мелким оптом. Не надо делать ставку на лозунги. В Китае открылось несколько магазинов с названием "Сделано в России". Это хорошо, но давайте посмотрим зеркально. Мы покупаем китайский телефон не потому, что он произведен в КНР, а потому, что он хороший. Надо рекламировать не то, где товар сделан, а его потребительские преимущества.
Последние два-три года работы на китайском рынке многому научили россиян, заметно трансформировавших модели нашего взаимодействия. К примеру, российские компании стали выходить не на Северо-Восток Китая, находящийся в полной экономической стагнации, а на Юг и Центр Поднебесной. Конечно, там приходится сталкиваться с фантастической конкуренцией и другим отношением. Если на Северо-Востоке с вами будут много говорить, сводят в ресторан, подпишут любые соглашения, которые не станут выполнять, то на Юге и в Центре вы столкнетесь с жесткими переговорщиками, сильными юристами и четко отработанной схемой бизнеса.
Российские компании научились пользоваться преимуществами китайских свободных экономических зон (СЭЗ) и преференциальной политикой, и сдвиг к лучшему очень серьезный. Более того, наш бизнес стал выходить на рынок КНР с теми видами продукции, которые, казалось бы, не имели там шансов. Например, с продукцией биофарма. Одна из компаний открывает в СЭЗ большую косметологическую клинику. Началась диверсификация нашего бизнеса, что очень радует. Но проблема в том, что Россия приходит на китайский рынок с огромным запозданием. Там еще со второй половины ХХ века просто поселились крупные западные компании. Бизнес-школы Китая создавались в основном американцами. Психологически китайские менеджеры больше готовы работать с "западниками", нежели с россиянами.
В целом нам не стоит жить иллюзиями в отношении Китая. Россия - пока единственный крупнейший партнер КНР, который поддерживает ее во всех его начинаниях. И Китай не хочет остаться один на один с теми проблемами, которые, очевидно, принесут отношения с США. Россия для китайцев не является существенным партнером в экономике, но очень серьезным в политике. Там сейчас крайне опасаются разворота России на Запад. Но не надо надеяться, что в ближайшие десять лет Китай сблизится с Россией больше, чем сейчас. Скорее будет прорыв на общем евразийском пространстве. И проблемы здесь в психологии двух сверхдержав. Как гласит китайская пословица, "двум тиграм не ужиться на одной горе".