Решить кадровую проблему промышленникам поможет индустриальное кино

По итогам 2024 года киносборы в России превысили 45 миллиардов рублей, что на 15 процентов больше, чем годом ранее. Результат в сегодняшних условиях неплохой. Причем, как отмечает гендиректор одной из кинокомпаний Юлия Иванова, в списке топовых отечественных фильмов были только франшизы и экранизации, на которые в основном ходит молодежь. Есть и уникальный пример: картина про Мастера и его Маргариту заработала 2,4 миллиарда. В сегодняшних реалиях такой путь развития кино, очевидно, не безнадежен, но можно еще присмотреться к забытой было индустриальной теме.
Даже в суровых интерьерах заводских цехов можно найти необычный ракурс для съемки.
Даже в суровых интерьерах заводских цехов можно найти необычный ракурс для съемки. / Татьяна Андреева/РГ

Участники XXIII Международного фестиваля кинодебютов "Дух огня", прошедшего в Ханты-Мансийске, уверяют: кино с заводов-пароходов, снятое в регионах, свою аудиторию найдет, более того, поможет провинции укрепить имидж, а самим предприятиям - приблизиться к решению кадрового вопроса.

Креативный продюсер Свердловской киностудии Евгений Григорьев констатирует: государству тоже важно, чтобы у промышленников и кинодеятелей все получилось - минпромторг и минкультуры вместе инвестируют в создание лабораторий для съемок фильмов о людях труда. Сценарист, режиссер, член Гильдии неигрового кино и телевидения и Союза кинематографистов России Дарья Хренова подтверждает: лаборатории выручают, но есть проблема. По первому зову пришли 300 авторов, но до конца доведено лишь 15 проектов. Почему так мало?

- Это какой-то замкнутый круг: на заводы, даже с письмами от минпромторга, нас не пускают, опять же промышленники хотят, чтобы о них снимали много фильмов. Загвоздка в том, что нет общей точки: документалисту нужна драматургическая проблема, предприятию - продвижение его имиджа: услышав слово "конфликт", производственники впадают в панику. Ну а федеральные ведомства преследуют свои цели. Есть кадры, есть деньги, но диалог отсутствует напрочь, - эмоционально высказалась Дарья Хренова. - Впрочем, и с качественным продюсированием не все в порядке. Тратятся невероятные усилия, чтобы объяснить директору какой-то фабрики, что если мы снимем, как рабочий весь день точит детали на станке, это будет не кино.

Формирование взаимопонимания - долгая и трудная работа. Григорьев призывает не бросать затею с созданием кинокомиссий, задача которых среди прочих включаться в переговоры с участниками проектов. Такие сообщества уже действуют в 40 регионах, в том числе в Свердловской и Тюменской областях, Югре и Пермском крае, скоро появится и в Челябинской области. Креативный продюсер Андрей Смиян предлагает снимать для промышленных заказчиков сначала "пилоты", которые объясняли бы творческую идею большого проекта.

О человеке труда нужно рассказывать понятным и интересным языком, без лозунгов, притом не в выдуманных декорациях

Директор Центра развития кинопроизводства в Пермском крае Алена Семерикова делает ставку на профильное событие: в январе будущего года в регионе пройдет Международный фестиваль индустриальных кинолент "Прометей", где как раз и встретятся промышленники и креативщики.

- Индустриальное кино на самом деле обещает отрасли новое дыхание. Запрос есть. Люди хотят такое же, как "Москва слезам не верит", только современное. Притом Пермский край - это еще и рибейт: в прошлом году мы отдали 75 миллионов рублей кинокомпаниям, работавшим в регионе, а это пятая часть от общероссийских выплат. Снимать про людей труда в Прикамье, да еще получать деньги от региона, - это ли не возможность?! - призывает коллег Семерикова.

А можно еще обратиться к крупному бизнесу, который некогда поддерживал кинопроекты как полноценный партнер. Сегодня у него свой интерес.

- У нас в штате 80 тысяч человек, но поиск сотрудников не останавливается ни на день, потому что теперь ТЭК конкурирует за специалистов с банковской сферой, ИТ, оборонкой. Случается, люди уходят. Как сделать, чтобы они оставались? Среди множества способов я бы выделил создание современного киногероя-инженера, - рассуждает начальник департамента по корпоративным коммуникациям и региональному развитию нефтегазовой компании Александр Дыбаль. - Мы готовы в это вкладываться, потому что кино - сильнейший мотивирующий инструмент, но в нашей стране он реализован процентов на 15. Если договоримся с Югрой, Ямалом, Тюменской областью, найдем интересный ракурс, истории, сюжеты и сможем убедить продакшен, то готовы выступить заказчиками фильмов - поддержим деньгами и возможностями.

- О человеке труда нужно рассказывать понятным и интересным языком, без лозунгов, притом не в выдуманных декорациях. У нас есть идея сделать фильм о нефтяном первопроходце Фармане Салманове. В этого человека мало кто верил из больших начальников, а он шел до конца, до победы. В общем, запрос имеется и у власти, и у отраслевиков, - рассуждает губернатор Югры Руслан Кухарук.

Учитывая, что художники, уставшие от московских и петербургских локаций, теперь все чаще смотрят в сторону провинции, Западная Сибирь и Урал обещают им безграничный простор - во всех смыслах. С одной стороны, это огромные масштабы реального сектора экономики. С другой - гигантский кинозал на 25 миллионов зрителей, которых нужно не только развлекать, но и просвещать. Как высказалась замдиректора фонда "Росконгресс" Елена Маринина, даже в эпоху нейросетей кино про человека - гуманное, доброе, нравственное - остается на первом месте. А снятое в непридуманных местах - еще и очень честное.