Легкая промышленность на Урале развивается вопреки сложностям в экономике

За последние семь лет объем отгруженной продукции легкой промышленности в Свердловской области вырос в семь раз - с двух миллиардов рублей в 2017 году до 14,6 миллиарда в 2024-м. Заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Игорь Зеленкин объясняет такой прорыв рядом факторов: в пандемию местные фабрики начали производить медицинские маски и защитные костюмы для врачей, с 2022-го нарастили обороты за счет выпуска амуниции для военнослужащих. Кроме того, уральские компании, изготавливающие текстильные и кожаные изделия, научились искать заказчиков на онлайн-площадках.
Камвольный комбинат в Екатеринбурге, проведя модернизацию, рассчитывает укрепить позиции на рынке.
Камвольный комбинат в Екатеринбурге, проведя модернизацию, рассчитывает укрепить позиции на рынке. / Татьяна Андреева/РГ

"Малыши" попадут на маркетплейсы

По мнению чиновников, во многом росту легпрома способствует господдержка, которую малому и среднему бизнесу (а именно к этой категории относится большинство предприятий легпрома) оказывают несколько институтов развития по целому ряду направлений. Например, в Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства можно получить финансирование до пяти миллионов рублей. По словам директора фонда Валерия Пиличева, в 2024 году компаниям всех отраслей, в числе которых и легкая промышленность, выдано 547 займов суммарно более чем на миллиард рублей, а также предоставлено 1914 поручительств на 14,88 миллиарда.

Помимо финансовой поддержки фонд оказывает и организационную, в частности, занимается продвижением местных брендов одежды, а также помогает им выйти на маркетплейсы. Благодаря этому на одной из федеральных площадок представлено уже пять уральских компаний, оборот которых к концу прошлого года достиг 2,2 миллиарда рублей. Вице-губернатор региона Дмитрий Ионин поделился сведениями о перспективах такого сотрудничества: еще 12 местных дизайнеров получили на данном маркетплейсе высокий приоритет, а 32 - средний. Предполагается, что строительство в Екатеринбурге распределительного центра, первого за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, изменит ситуацию кардинально, ощутимо увеличив уральское представительство на площадке.

- Пять миллионов - это палочка-выручалочка лишь для стартаперов или новичков. А среднему бизнесу при сегодняшних ценах на оборудование с такой суммой делать нечего, - рассуждает генеральный директор невьянской трикотажной компании "Мультитекс" Федор Шелепов.

Дорожки на маркетплейсы уральские производители одежды, работающие на рынке довольно давно, тоже протоптали сами - сегодня это основной канал сбыта их продукции. Невьянское предприятие, выпускающее платья, джемперы, жакеты и жилеты, в этом году отметило 30-летний юбилей. По словам Шелепова, рынок сбыта за последние годы сильно изменился: 70 процентов продукции теперь продается именно в онлайн-магазинах и лишь десятая часть уходит в обычные торговые точки.

Лизинговые платежи и наращивание объемов, без которого не удержаться на маркетплейсах, приводят к постоянному дефициту оборотных средств

Проблемы у компании другие. Если 2023 год был весьма успешным, то в 2024-м оборот вырос на 20 процентов, а вот маржинальность упала. Руководитель связывает это с новыми требованиями к маркировке одежды: перед их вступлением в силу пришлось спешно, по бросовым ценам распродавать коллекции, выпущенные без такого штрих-кода. А маркетплейсы ситуацией тут же воспользовались и подняли свои комиссионные в два раза.

А что для середнячков?

Другой вид господдержки, на которую вроде бы должны полагаться уральские предприятия, оказывает Фонд технологического развития промышленности Свердловской области. Он помогает бизнесу получить длинные и дешевые деньги на лизинг оборудования, утилизацию и обезвреживание отходов производства, повышение производительности труда и проекты развития. По итогам 2024 года Свердловская область вошла в тройку лучших: выдано 22 займа на сумму 21,3 миллиарда рублей. С 2016 года такую поддержку более чем на 56 миллиардов получили 111 инвестиционных проектов. По словам гендиректора фонда Александра Казакова, компания может взять на развитие льготный заем под пять процентов годовых - от 20 до 200 миллионов рублей сроком на пять лет. Однако далеко не весь средний бизнес сможет залезть в эту кубышку.

- Если ваш проект меньше чем на 20-30 миллионов, такой заявкой никто заниматься не будет. А самостоятельно этот квест вообще не пройти. И уж тем более мы не замахиваемся на 200 миллионов, - возвращает в реалии жизни Федор Шелепов. - Наш станочный парк - 25 машин, каждый год стараемся обновлять по два станка, это бесконечный процесс: что-то морально устаревает, где-то "летят" комплектующие. Если раньше покупали итальянскую и немецкую технику, то последние пять лет перешли на китайскую. Приходится крутиться, чтобы вовремя перечислять лизинговые платежи, рассчитанные на семь лет. Эти выплаты и наращивание объемов, без которого не удержаться на маркетплейсах, приводят к постоянному дефициту оборотных средств.

Выжидательной стратегии - лучше пока не рисковать и обойтись теми мощностями, которые удалось обновить в более удачные годы, - вынуждена придерживаться и трикотажная компания "Тео" из Екатеринбурга. За 27 лет фирма научилась отвечать самым строгим запросам модельеров, и сегодня с ней готовы продолжать сотрудничество 40 кутюрье со всей страны. В 2018 году компания расширила производственные площади до 450 квадратных метров и приобрела четыре новые вязальные и кеттельные машины. Сейчас требуется помещение до тысячи квадратов. Семь лет назад переезд обошелся фирме в 400 тысяч рублей, сегодня все намного дороже. Осуществить его мешают и финансовые трудности, и отсутствие подходящих зданий.

- Очень сложно найти площади, соответствующие нашим потребностям по параметрам электроснабжения (для вязальных машин необходимо напряжение 380 вольт), а также шумоизоляции. Плюс необходимо иметь отдельное помещение для стирки пряжи, - поясняет директор компании Наталья Зенкова. - В индустриальные парки мы не поедем: большая часть сотрудниц - женщины, у которых дети школьного или детсадовского возраста, поэтому нам важно находиться в черте города.

Модернизация по-крупному

Похвастать масштабной модернизацией производства может разве что крупное предприятие, где трудятся 350 человек. Свердловский камвольный комбинат производит в год около миллиона квадратных метров ткани. В основном она идет на пошив школьной формы, униформы сотрудников авиакомпаний, правоохранительных органов, одежды священнослужителей, заказывают ее и дизайнеры для создания моделей пальто и костюмов. Ситуация на рынке сегодня для уральского комбината благоприятна: на всем пространстве бывшего СССР у него всего два серьезных конкурента. Он твердо стоит на ногах, но так было не всегда.

- 1990-е годы дались нам очень тяжело, а с середины нулевых мы начали вкладываться в модернизацию, - рассказывает генеральный директор комбината Игорь Васильков. - Сначала пришлось решать вопросы эффективности: избавились от старой котельной и запустили новую, полностью автоматизированную, упростили внутреннюю логистику, укрупнили участки производства, что позволило сдать в аренду свободные площади. Постепенно пришла пора обновить станочный парк.

Льготный заем от Фонда развития промышленности в размере 55 миллионов рублей позволит сделать это за несколько лет. Первая в очереди - прядильная фабрика, где специалисты из КНР уже настраивают новые станки.

Вторая мера поддержки, которой пользуются камвольщики, - федеральная программа, по которой получают субсидии производители школьной формы. Причем она должна быть из шерстяной ткани, которая значительно дороже синтетики, но зато намного гигиеничнее, поэтому соответствует жестким стандартам производства детской одежды. Чтобы поддержать выпуск качественной формы, государство компенсирует бизнесу высокую стоимость ткани - по 400 рублей за каждый погонный метр.