Кризис угольной отрасли: есть ли варианты выхода из него для российских компаний

Эксперт Родионов: Угольную отрасль спасет только структурный сдвиг
Мировые цены на энергетический уголь снизились до уровня конца весны 2021 года, а на коксующийся (используемый в металлургии) до значений середины 2017 года. Дело не в снижении спроса, он стабилен и даже есть локальные драйверы для его роста вроде Вьетнама. Проблема в предложении, оно опережает спрос.
При сегодняшних ценах на уголь большинство компаний работают "в ноль" при поставках на Восток.
При сегодняшних ценах на уголь большинство компаний работают "в ноль" при поставках на Восток. / REUTERS

В самой невыгодной ситуации оказались российские угольщики. Мировой спад у нас наложился на внешние факторы и внутренние проблемы. С одной стороны, отказ от импорта нашего угля странами G7 и ЕС привел к увеличению из-за этого затрат на доставку угля до других покупателей и увеличил дисконт на него на мировом рынке. С другой стороны, усугубились традиционные проблемы с логистикой внутри страны, которая не справляется с перестройкой транспортных потоков, в основном направленных теперь на восток.

Как заметил в беседе с "РГ" партнер по консалтингу NEFT Research Александр Котов, отрасль в глубоком кризисе, и предпосылок улучшения ситуации пока не видно. Основная причина - падение цен на уголь на мировом рынке. Помимо этого свою роль сыграли рост фискальной нагрузки (до мая 2024 году работала экспортная пошлина для антрацита и энергетического угля, и до декабря - для коксующегося угля) и увеличение логистических затрат, прежде всего в виде роста тарифов РЖД на транспортировку - у нас от мест добычи до портов надо проехать по 4000-5000 км, это колоссальные расходы.

С оценкой согласен эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Он уточняет, что из-за снизившихся цен на уголь российским компаниям сложнее финансировать его экспорт в Азию через порты Северо-Запада и Юга России. Поставки не окупаются. И, соответственно, плюс к этому сказываются всем известные инфраструктурные ограничения на Восточном полигоне (БАМ, Транссиб).

У нас было окно возможностей. В 2021 и 2022 годах можно было получить дополнительную прибыль за счет высоких цен на мировом рынке. Но с августа 2022 года от нашего угля отказался ЕС, куда уходило около 50 млн тонн нашего угля (приблизительно четверть от объемов всего экспорта) и курс на снижение импорта взяла Япония, а в 2023 году стали снижаться мировые котировки. Потребление же внутреннего рынка осталось ограниченным, хотя и немного выросло (на 4%). Основной импортер нашего угля - Китай. Но сильно и быстро увеличить экспорт в этом направлении у нас не получилось из-за ограничений на уже упомянутом Восточном полигоне. Хотя возможность такая была.

Основная причина кризиса - падение цен на уголь на мировом рынке

Россия в 2023 году увеличила экспорт всех видов угля в Китай в полтора раза, до 100,9 млн тонн (в 2022 году - 67 млн тонн), но уже в 2024 году поставки снизились до 94 млн тонн. Причины снижения - снижение мировых цен, логистика и ввод Китаем пошлин для российского угля. То есть закрепить успех на рынке Китая у нас не получилось.

Родионов напоминает, что Китай установил временный запрет на импорт австралийского угля в 2021 году. Австралия была крупнейшим поставщиком коксующегося угля на рынок Китая. Запрет был снят в начале 2023 года, и к этому времени Китай сумел перестроить структуру своего импорта коксующегося угля. Главным его поставщиком в Китай в последние два года стала Монголия.

В России, как указывается в мартовском докладе ЦБ, в начале этого года добыча коксующегося угля снижается, что связывают с падением темпов выплавки стали. При этом на экспорт уголь отправлять стало еще сложнее. Квоты на вывоз угля железной дорогой сохранились только для Кемеровской области (Кузбасса) - 54,1 млн тонн. Якутия, квота на вывоз для которой в 2024 году составляла 26,3 млн тонн, Бурятия (8,5 млн тонн), Хакасия (6,5 млн тонн), Иркутская область (3,3 млн тонн) и Тыва (0,65 млн тонн) квот лишились. Правда, сейчас идут обсуждения в правительстве об их возвращении.

ИНФОГРАФИКА "РГ" / АЛЕКСАНДР ЧИСТОВ / Сергей Тихонов

Как отмечает старший аналитик по металлургическому и горнодобывающему сектору "Эйлер Аналитические технологии" Никанор Халин, сейчас маржинальность экспортных поставок угля (речь в первую очередь про энергетический сегмент) находится под давлением из-за нескольких структурных факторов. Во-первых, дисконтами на наш уголь (на начало марта 2025 года они составляют 15-20% от цен аналогичных мировых бенчмарков) и общим снижением цен на энергетический уголь в мире - на 25% к прошлому году и на 70% к средним уровням 2022 года.

Во-вторых, играют роль логистические ограничения на вывоз угля в восточном направлении. При сегодняшних низких ценах и курсе рубля, большинство компаний работают "в ноль" при поставках на Восток, а отправки угля через Северо-западные или Южные порты для них убыточны. По оценкам Халина, сейчас неинтегрированные компании (без своей логистики, портов и прочего) теряют там около 20 долл. с тонны энергетического угля.

В-третьих, на отрасль влияют тарифы РЖД (их рост в рублях с конца 2024 года составил почти 15%) и укрепление рубля в начале 2025 года, которые ухудшают экспортную рентабельность, поясняет Халин.

По мнению Родионова, сегодняшний кризис в угольной отрасли - крупнейший за 30 лет, и он приведет к очень серьезному структурному сдвигу. Его невозможно преодолеть с помощью квот-субсидий и даже налоговых послаблений. Здесь отрасль спасет только структурный сдвиг, который будет сводиться к росту доли коксующегося угля в структуре добычи, а также сдвигу географии добычи на восток, который приведет к частичному снижению логистических издержек. Также сейчас у регуляторов есть хороший повод для того, чтобы полностью отказаться от низкорентабельной или малорентабельной подземной добычи, которая при этом сопряжена с рисками с точки зрения безопасности, считает Родионов.

Халин также ожидает в дальнейшем снижения добычи и экспорта энергетического угля в пользу коксующегося. Потенциальное восстановление сектора недвижимости Китая в 2025 году (благодаря новым экономическим стимулам) и дальнейший рост выпуска стали в Индии могут поддержать котировки металлургического угля и, как следствие, уровень его добычи и экспорта из России, уточняет эксперт.