"У Бога мертвых нет, у Бога все живы", - учит Церковь. Это и определяет логику нашего поведения в дни родительских суббот. И, кстати, именно поэтому в Церкви не используют слово "умерший", а говорят "усопший".
На большей части территории России 22 марта погода еще не располагает к посещению кладбища, и это позволит многим сосредоточиться не на уборке могил, а именно на молитвенном поминовении своих близких. И тут стоит вспомнить слова святого IV века Иоанна Златоуста, который говорил, что мы не можем помочь усопшему ни пышными памятниками, ни горькими слезами, а только молитвой да делами милосердия в память о нем. "Молясь об усопших родственниках, - учил священник Николай Успенский, - мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, - помилование от Господа".
Поэтому главное, что надо сделать в родительскую субботу, - это помолиться о близких, которых с нами уже нет.
"Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, и поэтому такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим, - объяснял один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви, духовный отец трех русских патриархов архимандрит Кирилл (Павлов). - Но мы знаем, что в будущем веке будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв и никак не могут помочь своему положению. Вся их надежда только на оставшихся на земле живых. Вот они-то могут помочь им изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире".
Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано.
"В доме Отца Моего обителей много", - говорит Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она "пребывает", пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них. Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда окончательно еще не предрешена. И молитва живых, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту посмертную участь изменить.
Молитвы об усопших близких входят в ежедневное молитвенное правило верующих, но родительские субботы - это дни общецерковной молитвы за тех, кого уже с нами нет. Известно, что традиция молиться об усопших всем вместе, сообща, существовала уже в IV веке. Но зачем, молясь об усопшем, идти в церковь, может быть, достаточно самому прочитать молитвы дома?
Во-первых, есть слова Христа: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их", а это значит, что общая, соборная молитва приобретает особую силу. А во-вторых, как учил преподобный Паисий Святогорец, во время соборной молитвы играет роль еще и то, что поскольку у одного молящегося в молитве может быть больше энергии, у другого больше теплоты, у третьего искренности, у четвертого сосредоточенности, то это в итоге помогает молиться и всем остальным.
Святые сравнивали молитву одного человека с одинокой свечой. Но когда в церкви молятся десятки верующих, а во всех храмах страны миллионы православных возносят молитву об усопших, то такая молитва уже подобна огромному столпу света. И молитвы, соединенные воедино в доме Господнем - в храме, - как образно говорили святые, уже не "тихо влачатся, они летят к Творцу".
Что касается вопроса, обязательно ли верующему приходить в церковь или можно помолиться дома, то тут стоит вспомнить слова святителя Феофана Затворника, который объяснял, что наши молитвы за усопших близких, - это долг любви. То есть никто никого прийти в храм заставить не может. Только наш личный долг любви перед близкими, которых с нами уже нет.
Но как поминают усопших в церкви в день родительской субботы? Существует специальное заупокойное богослужение, которое называется греческим словом "панихида", что в переводе означает "всенощный".
Во время панихиды верующие просят Господа, чтобы Он простил усопшему всякое прегрешение "вольное или невольное" и упокоил его душу "в месте светле, в месте злачне, в месте покойне", то есть в месте светлом, благом и спокойном.
Первая панихида родительской субботы, называемая великая панихида, или по-гречески "парастас", служится накануне родительской субботы, вечером в пятницу. А вот в саму субботу, утром, сначала служат заупокойную Божественную литургию, где происходит главное поминовение усопших православных. Молитвы во время Божественной литургии, когда происходит главное Таинство Церкви - Евхаристия, считается самой действенной. Вторую общую панихиду родительской субботы в храмах служат уже после заупокойной Божественной литургии.
Для того, чтобы ваших усопших близких молитвенно помянули в церкви, надо подать записку с их именами. В отличие от записок о живых, которые называются "О здравии", эти называются "Об упокоении". Записки принято подавать перед началом парастаса или перед Божественной литургией. По старой церковной традиции, в день родительской субботы прихожане приносят в храм еду - как говорят, "на канон" (или "на канун"). Канон, или канун - это прямоугольный большой подсвечник, куда ставятся свечки за упокой. Так вот, постные продукты и вино (кагор) оставляют на специальном столике рядом с кануном. Такие приношения являются пожертвованием, милостыней за умерших. После службы продукты обычно отдают нуждающимся, а вино потом используют для совершения литургии.
Как говорят священники, главное в день родительской субботы не ездить на кладбище вместо службы в церкви. Центр родительской субботы - храм, вот туда и надо прийти. А на кладбище стоит приходить уже после богослужения.
Что в день родительской субботы делать нельзя? Не стоит в этот день и "предаваться злонравному веселью" - это я уже цитирую священнослужителя конца XIX века. А вот о чем, кроме молитвы и посещения храма, не стоит забывать, так это о "делах милосердия". Как учил святитель Иоанн Златоуст, "ничто столько не могущественно и не сильно к изглаживанию грехов, как милостыня в память об усопшем".