Напомним, что с 1 сентября прошлого года таксистов обязали страховаться не только по ОСАГО, но и заключать договоры об обязательном страховании ответственности перевозчика. По сути, такси полностью признали общественным транспортом и предъявили им соответствующие требования. Такие договоры не сильно обременительны. Стоимость полиса на год в среднем около 3,5 тысячи рублей для таксистов. Наценка для пассажиров за поездку - менее рубля. В среднем - 52 копейки. Зато в случае аварии пострадавший пассажир такси сможет рассчитывать на выплату от страховщика за полученные травмы до 2 миллионов рублей.
До этого в рамках закона об ОСАГО он мог получить не больше 500 тысяч рублей.
Тем не менее споры об этом законе идут до сих пор. Дело в том, что изначально закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика разрабатывался не для такси. Он предназначался для автобусных парков, РЖД и авиации. Поэтому штрафы за отсутствие такой страховки для юридических лиц сейчас могут достигать миллиона рублей. К юридическим лицам также приравниваются и индивидуальные предприниматели.
Но, как напоминают в пояснительной записке к законопроекту его авторы, доходы таксопарков отнюдь не столь высоки. Их нельзя приравнять по уровню доходов ни к авиа-, ни к железнодорожным, ни даже к автобусным перевозчикам.
Штраф в миллион рублей за неоформленный полис на одну из машин или оформленный с ошибкой может грозить таксопарку банкротством.
"Практика наложения таких чрезмерно высоких административных штрафов приведет к росту количества дел о банкротстве лиц, осуществляющих деятельность в сфере легкового такси, и повлечет губительные последствия вплоть до ликвидации 70% организаций, оборот которых составляет от 500 тыс. до 5,5 млн руб.", - говорится в пояснительной записке.
Что предлагают законодатели? Согласно инициативе, штрафы за отсутствие договора ОСГОП при перевозке легковым такси предлагается уменьшить: для граждан - до 1-5 тыс. рублей, индивидуальных предпринимателей - до 20-25 тыс., юридических лиц - до 30-40 тыс. рублей.
Как говорится в отзыве правительства, "концепция законопроекта, направленного на снижение административной нагрузки на бизнес, заслуживает внимания". Однако кабинет министров, поддержав в целом законопроект, предложил его доработать, подчеркнув необходимость обоснования такого значительного снижения штрафов. В случае принятия закон вступит в силу со дня официального опубликования.
Впрочем, некоторые эксперты придерживаются иного мнения насчет необходимости принятия такого закона. Они считают, что вполне достаточно, если перевозчик будет просто сам следить за тем, когда заканчивается срок действия договора. Это так же, как с полисом ОСАГО. Срок действия закончился - машина на маршрут не выходит. Вовремя оплаченный договор избавляет от любых штрафов.