На Ставрополье протестируют коммунальную технику на электрической тяге

В апреле на улицы Кисловодска выйдет необычная для России коммунальная техника. Уборкой улиц, поливом зеленых насаждений и вывозом коммунальных отходов займутся машины на электрической тяге. Инициаторами проекта стали министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края и временная рабочая группа "Коммунальная техника на электрической тяге" Научно-экспертного совета Комитета по экономической политике Совета Федерации.

Помимо Кисловодска новая техника будет работать в Железноводске в районе озера "Курортное", а в Ессентуках она приступит к уборке центральной части города. Как рассказали корреспонденту "РГ" в минэнерго региона, для реализации проекта муниципалитеты обеспечат дополнительными электрическими мощностями, также в них установят электрозарядные станции.

По словам руководителя временной рабочей группы Антона Фенева, всего задействуют четыре единицы техники, которые в тестовом режиме будут обслуживать курорты. Одна из машин - мусоровоз, еще три автомобиля в зависимости от используемого навесного оборудования смогут чистить улицы и поливать деревья, а зимой убирать снег.

- Наша задача - разработать законопроект, который в случае его принятия дал бы муниципалитетам возможность приобретать такую технику. Сегодня они этого делать не могут. Закупка коммунальной техники осуществляется на бюджетные деньги, но в соответствующих правилах нет пункта об электрических машинах, - рассказал корреспонденту "РГ" Антон Фенев.

Еще одна проблема заключается в том, что у российских коммунальщиков отсутствует опыт эксплуатации подобных машин.

- Помимо этого, в стране практически нет производителей коммунальной техники на электрической тяге. Поэтому в перспективе мы говорим о развитии производств экологически чистого коммунального и коммерческого транспорта, но для этого нужна федеральная поддержка, - уточнил Фенев.

Кстати, в Москве уже заключен офсетный контракт на приобретение коммунальной техники на электрической тяге. Согласно данным сайта госзакупок, победитель определен в июне прошлого года. Контракт предусматривает вложение инвестиций в производство машин, которое разместится на территории Москвы. Эта техника и будет поставляться столичным коммунальщикам. Стоимость контракта составила почти 58 миллиардов рублей.

Ранее сообщалось, что мэрия российской столицы также намерена купить малые вакуумные машины для подметания и уборки улиц и универсальные малые электрические коммунальные машины. Победителю торгов нужно будет не только в течение семи лет поставить 1580 единиц техники, но и создать либо модернизировать существующее производство.

Эксперт в транспортном консалтинге основатель компании InnovaTransport Алексей Смирнов сообщил, что электрические машины в процессе эксплуатации требуют значительно меньше внимания и расходных материалов для обеспечения работоспособности двигателей. Это позволит коммунальным предприятиям высвободить денежные средства, которые могут быть перераспределены на другие важные задачи.

- Идея использования электрической тяги в городах не нова. У нас уже есть электробусы, и этот вид транспорта отлично справляется с работой в любых погодных условиях. Поэтому я уверен, что переход коммунальной техники на электрическую тягу не вызовет проблем. Выбросов станет меньше, особенно учитывая, что многие города до сих пор используют транспорт со старыми двигателями и менее экологичные виды топлива, - заявил Алексей Смирнов.

Эксперт считает, что отечественный автопром вполне может удовлетворить перспективный спрос на такие машины со стороны коммунальщиков.

- Возможно, на начальном этапе будут небольшие задержки с поставками, так как технологии производства подобного транспорта еще не освоены в полном объеме. Однако, с учетом того, что КамАЗ успешно производит электробусы, я уверен, что технологии электрической тяги с этого типа транспорта можно будет перенести и на коммунальную технику, - заявил он.

Итоги пилотных испытаний обсудят на пятом Северо-Кавказском энергетическом форуме. Эксперты и спикеры оценят эффективность внедрения новой техники.

Кстати

Как ранее писала "РГ", на Международной промышленной выставке "Иннопром-2024" крупнейший производитель грузовых автомобилей из Миасса продемонстрировал новую линейку машин, созданную в рамках проекта "Перспективная модульная электроплатформа". Флагманская модель - полностью электрический грузовик, комплектация которого на 80 процентов состоит из отечественных узлов и деталей. Емкость батарей, используемых на опытных образцах в базовой комплектации, составляет 124 и 188 кВт, их заряда хватит на 100-150 километров пути.

Чтобы продлить пробег до следующей зарядки, производитель предусмотрел модификацию, в которой аккумуляторов вдвое больше, а запас хода близок к 200-300 километрам. Поскольку инфраструктура для электромобилей в стране только формируется и зарядные станции на трассах находятся далеко не на каждом шагу, специалисты завода создали в новой линейке два гибрида.