Chanel без короля: как команда без лидера вдохновила мир моды
С наступлением сезона весна-лето 2025 внимание модного мира обращено к коллекциям влиятельных брендов-трендсеттеров. Chanel, безусловно, один из них. Какие идеи транслирует сегодня марка? Впервые в своей истории она создала коллекцию без креативного директора: Виржини Виар, правая рука Карла Лагерфельда, руководившая творческим коллективом после ухода "короля моды" из жизни, покинула компанию в июне прошлого года. На что оказалась способна команда без громких дизайнерских имен?
Париж, 1 октября 2024 года. Стеклянный купол Гран-Пале залит мягким светом, воздух пропитан ароматом Chanel №5, смешанным с цветочной свежестью. Именно здесь на протяжении 14 лет проводились показы бренда во времена правления Карла Лагерфельда. Затем памятник архитектуры на четыре года пришлось закрыть на реставрацию, в которую Chanel вложила 30 миллионов евро. Показ весенне-летней коллекции pret-a-porter 2025 именно в этом заново открывшемся месте как будто ознаменовал возвращение бренда в свои родные стены.
Но Chanel впервые выступала на подиуме без креативного директора. Конечно, это не единственный подобный случай в мире люкса: Loro Piana, Max Mara, Brunello Cucinelli, Brioni, Berluti давно работают без творцов с громкими именами, выбрав для себя такую стратегию. Но одна из самых знаменитых дизайнерских марок в подобной ситуации оказалась неожиданно и непреднамеренно.
Chanel - это легенда, сотканная из свободы и дерзости. Габриэль Шанель, которую называли Коко, или даже просто Мадам, в прошлом веке подарила женщинам лёгкость. Она убрала удушающие корсеты, сделала твид символом элегантности, а ее "маленькое черное платье" стало вечным, как и ее дух. Когда в 1971 году Коко ушла из жизни, эстафету подхватил Карл Лагерфельд. Его показы были похожи на волшебство: Гран-Пале превращался то в космическую станцию, то в лес с журчащим водопадом. "Король моды" придал Chanel театральность и размах.
После смерти Лагерфельда в 2019 году его дело продолжила Виржини Виар, долгие годы работавшая под началом маэстро. Мягкие твидовые костюмы, скромные жемчужные нити, уютные силуэты. Ее первые коллекции в 2020 году публика встретила тепло - это было возвращение к корням. Но к 2024-му ее спокойствие стало казаться скукой, последний кутюрный показ в июне оставил зал равнодушным. "Виржини устала творить в тени Лагерфельда, её силы выгорели под грузом ожиданий", - написало Buro247.ru. "Продажи падали - мир жаждал яркости, в которой Chanel уступала брендам Dior и Gucci", - заявил Theblueprint.ru.
И вот - октябрьский показ коллекции pret-a-porter для будущей весны. Черно-белый твид струился, будто живой, его фактуру хотелось потрогать. Жакеты с асимметричными краями, платья в чёрно-белой гамме, с прозрачными вставками и яркими нитями - алыми и изумрудными - дышали свободой Коко, но говорили на языке XXI века. Легкие шифоновые накидки и юбки, красиво вышитые платья, перья... Это была, по заявлению самого дома Chanel, "хореографическая ода изяществу, легкости и движению". В финале Райли Кио, внучка Элвиса Пресли, в черном костюме с длинной полупрозрачной накидкой пела, раскачиваясь на качелях над подиумом. Социальные сети запылали: хэштег #ChanelSS25 набрал три миллиона упоминаний за неделю.
Бруно Павловски, президент модного направления Chanel, позже скажет в Vogue Business: "Наша команда дизайнеров работала в тесном сотрудничестве, опираясь на свой коллективный опыт и коды дома, чтобы создать эту коллекцию. Это был риск, на который стоило пойти". Дизайнер из команды, пожелавший остаться неназванным, поделился с Vogue: "Мы хотели отдать дань наследию Габриэль, но говорить с современной женщиной - смелой, свободной и многогранной". Vogue заметил: "Это отсылка к дням ателье Габриэль, когда сотрудничество было важнее эго", имея в виду раннюю историю бренда, когда Мадам творила вместе со своими мастерами.
Мир моды обсуждал этот опыт бренда. Тот же Vogue назвал его "возвращением к истокам, чистой элегантностью". The Guardian была менее оптимистичной: "Без лидера Chanel рискует стать музеем". Платформа Fashionista.com высказала уравновешенное мнение: "Коллекция потрясающая, но ей не хватает единого смелого видения, которое может дать только креативный директор".
Тем не менее, показ оживил интерес к бренду в целом. Хотя в магазинах на тот момент была представлена предыдущая коллекция (осень-зима 2024/25), продажи в Азии и на Ближнем Востоке подскочили на 12% за месяц, пишет Business of Fashion. По сведениям Financial Times, акции Chanel выросли на 5,3% за неделю. Что касается России, то в нашей стране из-за международных санкций магазины Chanel закрыты и новые коллекции не ввозятся уже несколько сезонов, однако отдельные вещи предыдущих лет можно найти на ресейл-платформах, например, в TSUM Collection.
В декабре 2024 года новым креативным директором Chanel был назначен Матье Блази. Он начинал как стажер в Balenciaga, затем у Джона Гальяно, работал в Maison Margiela в то время, когда команда дизайнеров была анонимной (интересная перекличка с Chanel) и добился мирового признания на посту креативного директора Bottega Veneta, который занимал 4 года. Матье Блази будет создавать для Chanel коллеции haute couture и pret-a-porter, а также аксессуары. Его дебют ждут в октябре 2025-го.