Древние русские города - Новгород, первая столица Руси и центр зарождения русской государственности, Псков, важнейший оборонительным и торговый центр страны, которым больше тысячи лет, и чуть более молодой Тихвин, один из духовных центров, где хранится одна из самых почитаемых святынь, символ России и оберег государства Тихвинская икона Божией Матери, - это наши корни, места силы, источники энергии. И можно сказать, что их основная первоначальная охранная функция (сохранения границ, государственной целостности и духа), сегодня с помощью таких начинаний, как фестиваль "Гений места", становится актуальной в отношении традиций и культуры.
Этим местам обязаны своим рождением гении, а мы им обязаны славой русской музыки во всем мире. Нельзя сказать, что сегодняшние псковичи и новгородцы забывают своих соотечественников, концерты фестиваля "Гений места" совпали с проведением 51-го Фестиваля Мусоргского и Римского-Корсакова в Пскове и с 55-м Фестивалем русской музыки в Новгороде. Но приезд музыкантов Мариинского и Большого театров - событие особенное. И это - большой вклад в культуру этих городов. В Тихвин, например, Мариинский театр приезжает уже многие годы - проводил там конкурсы, затем фестиваль Римского-Корсакова, и это подвигло руководство города к реконструкции Дворца культуры, который сегодня можно считать полноценным оперным театром с оркестровой ямой и оборудованной театральной сценой.
Фестиваль "Гений места" задуман как музыкальное приношение великим композиторам на их родине. Это определенно подарок тем, кто здесь живет, но это особая история и для самих музыкантов - музыка звучит здесь иначе, входит в резонанс с местом.
Слух Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова был воспитан колокольными звонами многочисленных церквей, особенной атмосферой этих мест, красотой и простором. Это слышно во вступлении к опере "Хованщина" "Рассвет на Москве-реке", открывшей симфонический концерт в Пскове, во Втором фортепианном концерте Рахманинова, исполненном в зале филармонии Новгорода (солист Петр Лаул), в весенней опере "Снегурочка" Римского-Корсакова, показанной в Тихвине.
Концерт в Псковской филармонии, в котором прозвучали также "Песни и пляски смерти" (солистка Екатерина Сергеева), "Картинки с выставки" прошел в день рождения Мусоргского. Вечером того же дня была исполнена в полусценическом варианте опера "Сорочинская ярмарка", самое светлое, полное юмора сочинение композитора. Яркие, выразительные интонации Мусоргского как нельзя лучше совпали здесь с языком Гоголя. Это требует особенной подачи слова от певцов и игры, что лучше всего удалось исполнителям главных мужских партий (Станислав Трофимов, Игорь Морозов, Андрей Зорин).
В рахманиновской программе в Новгороде помимо фортепианного концерта прозвучали "Симфонические танцы", сочинение тревожного времени, 1940 года, в котором уже слышна боль расставания с родиной и ностальгия.
В Тихвине дважды представили оперу "Снегурочка" в постановке Анны Матисон (Снегурочка - Айгуль Хисматуллина и Анна Денисова). Это уже пятая опера композитора, которую показывает Мариинский театр в Тихвине.
Но главным действующим лицом во все дни фестиваля оставался объединенный симфонический оркестр Мариинского и Большого театров под управлением Валерия Гергиева.
Концерты фестиваля "Гений места" пройдут также в Воткинске, Смоленске и Ораниенбауме, на родине Чайковского, Глинки и Стравинского.
Валерий Гергиев:
Красота, которую мы видим вокруг себя, поражает. Немного городов с такой историей. Мы, музыканты, считаем необходимым выступать на родине величайших музыкантов, которых родила русская земля, но подарила их всему миру.
Когда мы исполняем "Хованщину" в Пскове, или "Сказание о невидимом граде Китеже" в Тихвине, мы наполнены не только задачей, как это сделать, возникают совершенно иные ощущения, мы делаем это с удовольствием, и зовет нас сюда святая обязанность.
Фестивалю "Гений места", мне кажется, уготована долгая жизнь. Мы в очередной раз задействовали могучие творческие ресурсы, не только Петербурга, но и Москвы, Большого театра. И это уже стало необходимой частью нашего насыщенного сезона.
С другой стороны, можно привозить из Петербурга и 200, и 500 человек, но надо иметь здесь свои творческие коллективы, которые опираются на связь с этой землей, - свой оркестр, театр, показывать оперы и балеты, давать больше симфонических концертов - эту задачу надо решать.
Мы находимся около великого памятника Тысячелетия Руси, у истоков основания России, наша страна в любых условиях никогда не отодвигала культуру, творцы всегда были впереди, что бы ни происходило. Рахманинов добился огромного признания как великий артист, но был и великим гражданином - во время Великой отечественной войны он перечислял огромные гонорары своей стране, помогая биться с фашизмом.
Австрийцы гордятся тем, что Зальцбург - родина Моцарта. Стравинский - великий русский музыкант, а как с фестивалями на его родине? Почему бы Ораниенбауму не стать одной из фестивальных точек России? Мы начинаем над этим работать. Это нужно людям.