При этом количество покупателей сократилось, а те, кто остался, не спешат заключать сделки и в основном отдают предпочтение жилью на более высокой стадии строительной готовности, чтобы снизить риск недостроя. Объем нового строительства в такой ситуации стал ниже. Чтобы иметь на руках как можно больше предложений и лучше анализировать рынок, пользователи обращаются к классифайдам недвижимости - сервисам "ЦИАН", "Авито", "Домклик", "Яндекс Недвижимость" и др.
По оценкам сервиса "ДомДА", еще в 2021 году через них на сделку выходили более 85% покупателей. Крупнейшие цифровые платформы - "ЦИАН" и "Авито", причем ЦИАН по опросам пользователей лидирует с большим отрывом. Через этот сервис выходили на сделку 65% респондентов, купившие недвижимость в 2022-2023 годах. В 2024 году с помощью "ЦИАН" 13% семей купили или арендовали жилье. Классифайды популярны при покупках и на вторичном рынке, и в новостройках. В 2024 году 19,4% всей недвижимости на первичном рынке продали с помощью цифровых платформ - на 5,7% больше, чем годом ранее.
В среднем человек совершает всего 1,4 сделки по покупке недвижимости за жизнь. Сказывается высокая стоимость жилья, инфляция и изменчивые условия по ипотеке. Как правило, недвижимость - самая дорогая и сложная покупка в жизни. По словам Максима Макарова, производственного директора digital-агентства AGM, от первой мысли о покупке квартиры до реальной сделки могут пройти годы.
"Если мы говорим о так называемых "горячих" клиентах, то время, необходимое для принятия решения о покупке недвижимости, может варьироваться от нескольких недель до нескольких месяцев. Ключевыми факторами являются: финансовые возможности, наличие необходимой информации, понимание рынка. Часто процесс затягивается из-за недостатка информации о проекте, необходимости получения ипотечного кредита, а также из-за длительного согласования с родственниками или партнерами", - поясняет Макаров.
"Процесс выбора недвижимости не прост и включает в себя несколько основных этапов, на каждом из которых могут возникнуть определенные сложности. Все начинается с осознания потребности, после чего покупатель определяет бюджет, местоположение, класс жилья, срок сдачи объекта. Затем формируется лонг-лист объектов и проводится их детальное изучение через карточки на классифайдах, сайты жилых комплексов, отзывы и общение с отделами продаж. После этого формируется шорт-лист и выбирается конкретный объект. Завершающий этап - заключение сделки. Основная проблема, с которой сталкиваются покупатели, - сложность принятия решения из-за большого объема предложений и множества параметров для их сравнения. В результате у человека возникает множество вопросов: устраивает ли цена? Подходит ли местоположение? Надежен ли застройщик? Чем выше класс жилья, тем больше этих вопросов. Главное, что делают классифайды, - помогают объективно сравнивать разные объекты по ряду параметров, поскольку платформы просят застройщиков предоставлять данные более-менее стандартизировано", - отмечает Тимофей Белоглазов, основатель маркетингового агентства Dviga.
Эффективность классифайдов осознают и застройщики. До 40% их рекламных бюджетов приходится на эти цифровые платформы.
"Главное преимущество формата классифайдов - аудитория со сформированным запросом на покупку недвижимости. Классифайды развиваются вместе с рынком, предоставляя застройщикам различные форматы размещений (карточки, спецпроекты, медийная реклама и т.д.), "касаний" и коммуникации (чаты, сниппеты, пины и т.д.), тарифы и спецпредложения. Классифайды также дают возможность оперативного изменения стратегии продвижения в зависимости от результатов за счет дозапуска медийного продвижения, усиления кампании и увеличения ставки на аукционе", - говорит Макаров.
Игорь Соломатин, автор телеграм-канала о маркетинге недвижимости "Соломаркетинг", считает, что для покупателя недвижимости главное преимущество классифайдов - это удобство.
"Пользователь может посмотреть все предложения, которые соответствуют его бюджету, району и другим фильтрам, как на первичном, так и на вторичном рынке. По сути, классифайд дает ему полноту выбора в одном месте", - подчеркивает Соломатин.
"Для застройщиков классифайд - это удобный канал лидогенерации. Он позволяет не конкурировать в контекстной рекламе или других каналах, а находиться в выдаче с улучшенной карточкой и получать целевые обращения. В то же время, если вы строите долгосрочный бренд, стоит понимать, что классифайды могут начать оттягивать внимание на себя", - говорит эксперт.
Обращения к классифайдам помогают пользователям снизить риски столкновения с мошенничеством. Крупные платформы постоянно совершенствуют механизмы верификации профилей и модерации объявлений. Уже сейчас они помогают значительно сокращать объем мошенничества в сделках с недвижимостью: 90% объявлений на них содержат верифицированную информацию.
Сейчас агрегаторы в основном используются для размещения и просмотра предложений, сравнения объектов, коммуникации с собственниками и агентствами недвижимости. Эксперты прогнозируют, что главными трендами развития платформ в будущем могут стать сервисность и безопасность.
В первом случае классифайд, как точка входа в сделку, потенциально может превратиться в сервисную или транзакционную платформу, выступающую посредником в сделках купли-продажи. Такие платформы могут упростить, ускорить и сделать более безопасными, например, дистанционные операции с недвижимостью.
В ближайшем будущем роль таких агрегаторов в сделках с недвижимостью будет только расти. При этом рынок классифайдов в России уже можно назвать зрелым и сформировавшимся - цифровые платформы с большой аудиторией и базой лояльных пользователей почти наверняка сохранят лидерство при любых изменениях на рынке.