"Вчера вечером провалилась "Травиата", - написал Джузеппе Верди после премьеры в венецианском театре "Ла Фениче" 6 марта 1853 года. - Я ли повинен в этом или певцы? Будущее покажет". А история признала эту оперу хитом и шедевром на все времена. Посему выбор зала "Зарядья" очевиден и по определению дарит публике радость. Ни один театр мира не представляет своей афиши без этого названия, а ведь "Травиата" в переводе "падшая"...
Либретто оперы написано Франческо Мария Пьяве, давним соратником Верди, по роману Александра Дюма-сына "Дама с камелиями", где прототипом главной героини Маргариты Готье (в опере Виолетта Валери) являлась реальная парижская куртизанка Мари Дюплесси (настоящее имя Альфонсина Плесси), жившая в первой половине XIX века. Ее красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей. Среди ее поклонников были и Ференц Лист, и Дюма-младший, который в те годы только начинал пробовать себя в литературе.
Разрыв между Дюплесси и Дюма произошел по настоянию его отца, который отправил сына в длительное путешествие. Когда молодой Дюма вернулся в Париж, Дюплесси уже не было в живых - она умерла от чахотки за шесть лет до премьеры оперы. Однако на тот момент ее еще очень хорошо помнил Париж.
Услышав оперу, Александр Дюма-сын заметил, что уже через 50 лет никто не вспомнил бы его роман, но благодаря Верди это произведение стало бессмертным. Действие оперы разворачивалось в современном времени, и "порочная" героиня представала в наряде, похожем на платья большинства зрительниц, что их очень возмутило. Из-за череды скандалов всего через год создатели "Травиаты" уступили гневной публике и перенесли действие на 100 лет ранее, незначительно его отредактировав. И все там же, в Венеции, в театре Сан-Бенедетто в 1855 году вновь представили "Травиату", и с тех пор началось ее триумфальное шествие по миру. А вернуться из 1700-х в свое время действие оперы смогло только через 30 лет.
История скандальной связи перекликалась с собственной жизнью композитора, поэтому так и тронула его. Связав свою судьбу с певицей Джузеппиной Стреппони, имевшей небезупречную репутацию и троих детей от разных мужчин, Верди постоянно испытывал на себе осуждение общества. И композитор создал образ главной героини с любовью и состраданием - как благородного и возвышенного человека.
Великая музыка Верди вдохновляла бесчисленное количество певцов, дирижеров и режиссеров. Самые выдающиеся из них создали галерею совершенно незабываемых образов. В "Зарядье" без декораций, костюмов и иных театральных условностей поведают свою историю трагической и жертвенной любви солисты Мариинского театра сопрано Инара Козловская (Виолетта) и тенор Сергей Скороходов (Альфред), а также солист "Геликона", баритон Михаил Никаноров (Жорж Жермон, отец Альфреда), за дирижерским пультом Московского государственного симфонического оркестра Иван Рудин.