Сегодня в городе поездка в автобусах в среднем обходится в 55 рублей, максимальная стоимость - 57. К сожалению, в Хабаровском крае не предусмотрено наказания за неоплаченный проезд. В Советском Союзе все помнят грозные лозунги в общественном транспорте: "Совесть пассажира - главный контролер". Зайцев ловили, передавали милиции, на них составляли протокол и им выписывали штраф. Попасться боялись. Сейчас такая система осталась только в электротранспорте у муниципального предприятия. Но и там контролеры могут лишь предложить безбилетнику оплатить проезд либо покинуть салон. Никакого наказания рублем не последует.
И часть пассажиров этим пользуется. Вы даже не представляете, какой масштаб имеет эта проблема! Проехать бесплатно норовят как взрослые, так и дети, которые уверены, что они вправе ехать без билета и ничего им за это не будет. Да, есть рекомендация Минтранса России не высаживать подростков, которые не платят за проезд, но ведь нет рекомендации не пускать их в автобус. А при посадке пассажиров через переднюю дверь с расчетом перед поездкой проехать бесплатно не получится. Значит, перевозчики не потеряют этот доход.
Еще один плюс расчета на входе - водителям не надо отвлекаться во время движения. Сейчас они начинают рассчитывать пассажиров заранее, спешат, чтобы не создавать затор - им надо отсчитать сдачу, произвести манипуляции на валидаторе. Это все создает потенциальную опасность на дороге. А мы должны в первую очередь заботиться о безопасности пассажиров.
Конечно, понимаем, что перемены вызовут у кого-то возмущение. Но примерно за год горожане привыкнут к тому, что на остановке надо встать в очередь и заходить через переднюю дверь, чтобы не задерживать всех. Мы видим, что в соседнем Приморье дисциплинированные пассажиры, надеемся, что и наши будут такими. Тем более что на ряде маршрутов в Хабаровске сегодня уже используется этот принцип - вход строго через переднюю дверь. Мы вводим такие же требования с 1 апреля на своих автобусах. Не затронем пока только два маршрута, соединяющих южную часть города с центром. На этом направлении очень большой пассажиропоток, автобусы следуют с интервалом около двух минут - есть опасения, что расчет через переднюю дверь может выбить из графика. Посмотрим для начала, как нововведение покажет себя на других направлениях.
Еще один плюс такой системы - не нужны кондукторы. Тем более на их работу в последнее время много нареканий: пассажиры жалуются, что они прячут валидаторы, ссылаясь на то, что те сломались либо разрядились, и предлагают перевести плату за проезд по номеру своего телефона. Еще один распространенный вариант - когда кондуктор самовольно устанавливает тариф: себе на карман - 50 рублей, по карте - 57. Конечно, при такой схеме деньги не доходят до перевозчика, получается убыток и, как следствие, новое повышение стоимости проезда.
Система предоплаты позволит избавиться от пресловутого человеческого фактора. Готовимся также выпустить транспортные карты по типу московской "Тройки". Для пассажиров, постоянно пользующихся общественным транспортом, это будет выгодно - стоимость одной поездки получится ниже, чем при расчете за наличку или обычной банковской картой. Принцип такой: человек покупает карту на месяц, где уже заложена определенная сумма, скажем, на тридцать поездок, но карта безлимитная - как проездной. Пассажиру хорошо, потому что он экономит, перевозчику - потому что он получил гарантированный аванс.
Стоит ли тогда ожидать понижения стоимости поездки? Нет. Уменьшать ее никто уже не будет. Но такие меры позволят удержать тариф хотя бы на лишние три месяца без повышения.
Мы подняли сегодня стоимость до 57 рублей, но этой суммы не хватает. И не от того, что перевозчики жадные и хотят зарабатывать все больше и больше. Катастрофически растут расходы на обслуживание автобусов, дорожает топливо и запасные части, сами машины взяты в лизинг, и их стоимость тоже увеличивается с каждым годом. В отрасли огромный кадровый голод - чтобы удержать водителей или привлечь новых, мы вынуждены поднимать им заработную плату. Иначе на этих новых красивых автобусах некому будет возить пассажиров.
Сегодня нам не хватает поддержки властей всех уровней, чтобы в отрасль направляли деньги не только муниципальным перевозчикам. Хотя бы на софинансирование приобретения подвижного состава в части льготного кредитования. А так наш единственный доход - с продажи билетов.