Зачем России водородный поезд и почему его запустят на Сахалине

Водородная энергетика - один из основных трендов современной мировой экономики. Интерес к альтернативному виду топлива усиливается на фоне изменений климата, нестабильности энергетических рынков и постепенного перехода на низкоуглеродные технологии. Доля России в мировом производстве водорода составляет 7%. Этот показатель обеспечивает стране пятое место в списке отраслевых лидеров - Китая, США, Евросоюза и Индии.
АО "ТМХ"

По данным маркетингового агентства AnalyticResearchGroup (ARG), в 2024 году объем отечественного производства водорода вырос на 3,5% и составил 2,5 млрд кубометров. Согласно прогнозам аналитиков, к 2028 году эти показатели достигнут отметки в 3,3 млрд кубометров.

Перспективы развития водородной энергетики в России определены в "дорожной карте" до 2030 года, утвержденной правительством РФ совместно с Газпромом и Росатомом. В документе представлена трехступенчатая стратегия формирования водородной отрасли на внутреннем рынке, а также развития экспортного потенциала в этой сфере.

"Использование водородного топлива сводит выбросы парниковых газов практически к нулю. Ведь при сгорании водорода высвобождается большое количество энергии, а образуется вода без выделения других веществ", - объясняет кандидат биологических наук, академик МАНЭБ и директор АНО "Зеленая цивилизация" Дмитрий Фёдоров.

Фото: АО "ТМХ"

В июле прошлого года на Сахалине запустили первый в стране водородный полигон. Здесь будут производить так называемый "зеленый" водород. Он считается экологически чистым, поскольку получают его методом электролиза воды - расщеплением H2O электричеством, которое поступает из возобновляемых источников энергии. Для этого на полигоне установлены солнечные панели мощностью 300 кВт.

Полигон планируют использовать для энергоснабжения небольших населенных пунктов, а также мобильных систем генерации электроэнергии, которые используют спасательные отряды во время поиска пропавших людей. Ещё одной сферой применения водородных технологий станет общественный транспорт.

Например, в октябре 2024 года в Южно-Сахалинске Трансмашхолдинг презентовал концепцию первого отечественного поезда на водородных топливных элементах. Проект разрабатывается совместно с правительством Сахалинской области, РЖД и Росатомом.

"Уровень углеродных выбросов в регионе является одним из самых высоких в России, что отражает особую потребность в реализации на территории острова проектов устойчивого природопользования и отработки внедрения самых передовых "зеленых" технологий. Запуск подвижного состава на водороде позволит сократить выбросы углерода в атмосферу, а также снизить уровень шума от поездов за счет отказа от дизельных установок", - отмечает Дмитрий Федоров.

Фото: АО "ТМХ"

Водородный поезд проектируется в двух вариантах - двухвагонный и трехвагонный. В первом исполнении в составе будет два головных вагона и бустерная секция, в которой установят силовые установки и накопители энергии. Во втором варианте добавится промежуточный вагон. При необходимости составы можно будет объединить. Запас хода у двухвагонного поезда составляет 725 км на водороде и 80 на накопителях энергии, у трехвагонного - 435 и 40 соответственно.

"Максимальная вместимость поезда от 551 до 875 человек в зависимости от состава. В нем все предусмотрено для комфорта пассажиров, в том числе маломобильных: широкие входные двери (1400 мм), эргономичный салон, расширенные пассажирские сервисы. Вагоны имеют бестамбурную конструкцию. Впервые в отечественном транспортном машиностроении создается поезд с пониженным уровнем пола во входной зоне, что обеспечивает удобную и безопасную посадку с низких и средних платформ", - рассказывает руководитель проекта АО "ТМХ" Александр Сляднев.

Запуск регулярных перевозок на пригородных маршрутах Сахалина запланирован на 2028 год.

Фото: АО "ТМХ"

"Современные отечественные научно-технические разработки и технологические возможности позволяют создавать экологически чистый и экономически эффективный транспорт, являющийся достойной альтернативой дизельному и электрическому, - уверен Дмитрий Федоров. - По экспертным оценкам, в некоторых регионах России к 2040 году доля поездов с энергетическими установками, работающими на водороде, может составить, в зависимости от сценария спроса,10-25 % от общего объема поставок тягового подвижного состава".

При этом основная часть спроса, по словам биолога, будет приходиться на транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров на местных и региональных маршрутах.