Как общаться с соседями в мессенджерах, чтобы не дошло до суда

Эксперт Плотникова рассказала, как не доводить до ссор при общении в чатах
Каждый из нас, по статистике, состоит в четырнадцати разных чатах. И, согласитесь, из всех этих онлайн-сообществ самые жаркие споры разгораются в домовых и родительских. Когда страсти перехлестывают, дело, как известно, доходит и до суда.
"Домовый чат" в докомпьютерную эру. Может, стоит возродить? Для снижения градуса социальной напряженности, так сказать...
"Домовый чат" в докомпьютерную эру. Может, стоит возродить? Для снижения градуса социальной напряженности, так сказать... / Соцсети

Но можно ли выстраивать отношения в чатах без конфликтов? Об этом мы говорим с профессором кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики УрФУ, главным государственным судебным экспертом Уральского регионального центра судебной экспертизы Минюста России Анной Плотниковой. По долгу своей работы она разбирает в судебных спорах конфликтные переписки в чатах.

Анна Михайловна, почему мы не можем решать споры миром?

Анна Плотникова: Потому что все мы разные. У нас разные традиции, уровень образования, бытовой культуры. В соседском чате нас, по сути, объединяет только то, что все мы поселились в одном доме и, хотим того или нет, должны общаться друг с другом. То же самое с родительскими чатами, мы состоим в них, потому что наши дети ходят в одну школу. И, наверное, каждый из нас хоть раз порывался из этих чатов выйти, но потом, махнув рукой, все же оставался, потому что и без них плохо.

А то, что иногда обсуждение переходит в ругань, это следствие того, что у нас не сформирована культура публичных дискуссий. От новгородского вече до фильма "Гараж" люди спорят и пытаются перекричать друг друга. Только теперь эти споры происходят в Сети, где, казалось бы, письменная форма должна позволить человеку обдумать написанное, но этого, увы, не происходит. По большому счету в речевых конфликтах нет ничего плохого, они позволяют человеку выплеснуть эмоции, донести то, что он считает важным, но главное, чтобы это происходило в допустимых законом рамках.

Что показывает ваш опыт, часто разбирательства в чатах доходят до суда?

Анна Плотникова: Да, работы хватает. Люди подают иск в суд из-за оскорблений, клеветы, за защитой чести, достоинства и деловой репутации, компенсацией морального вреда. И для того, чтобы определить, считать ли оскорблением то или иное высказывание, проводится лингвистическая экспертиза.

Как правило, все конфликты начинаются с какого-нибудь пустяка, затем следует эмоциональный обмен мнениями и кого-то из участников прорывает на оскорбления. Вот, к примеру, сейчас провожу экспертизу перепалки в родительском чате, которая стала поводом для обращения в суд. Предмет спора в том, что детям во время праздника не хватило пиццы.

Г.: Не понимаю, как ребенку из 64 кусочков могло не достаться???!! Следующее мероприятие пусть организовывают более достойные!!! (((:

М.: Вот и вскрылся организатор? По количеству смайликов вижу вашу эмоциональную нестабильность. Три ребенка остались без угощения! Вы считаете, если привезти 64 куска пиццы, то можно накормить 64 школьника? Можно накормить одного прожорливого школьника, который способен съесть 64 порции.

В.: Как минимум низко со стороны мужчины оскорблять женщин.

М.: Мне все равно, что вы обо мне подумаете!!! Я воспитываю девушку - Леди! Она не должна рваться за едой.

Э.: Тогда надо было трюфели заказывать, леди пиццу не едят.

М.: "На отвали" организовала процесс. За плохое настроение ребенка буду закапывать.

Участники садоводческих чатов склонны к еще более резким суждениям, например:

"К., ты политработник, коммунист, такие, как Вы, развалили страну. Ты враг сада. Чат превратился в помойку, я из него выхожу, всем желаю хороших урожаев".

К слову, в "дебатах" родителей даже без мата и явных оскорблений обошлось. За это последует какое-то наказание?

Анна Плотникова: На мой экспертный взгляд, тут нет нарушения закона. Но решать все же суду. Вообще, за оскорбления следует штраф от трех до пяти тысяч рублей. В отдельных случаях речь может идти и о компенсации морального вреда. То есть когда оскорбления были настолько грубыми и сильными, что человек испытывал моральные страдания. Поднялось, например, давление в ходе такой перепалки, сердце прихватило, попал человек в больницу.

А можно составить какой-то конкретный список слов, которые будут считаться оскорблением?

Анна Плотникова: Нет, это, как правило, вытекает из конкретной ситуации, в которой употреблено то или иное выражение. Даже матерное слово, если оно использовано в качестве вводного или междометия, а не обращения к конкретному человеку, не будет содержать унизительную оценку лица.

Иногда грань очень тонкая. Вот, например, в моем домовом чате на днях обсуждали извечную проблему собачьих экскрементов в парке. Схлестнулись "собачники" и "несобачники". Мол, можно встретить и не только гадящих собак, но и людей. И одна женщина выпалила: "Вот увижу ваши голые ж... сниму и выложу фото в общий чат". Это что - уже оскорбление или еще нет?

Анна Плотникова: В данном случае это проявление речевой агрессии. Но слова этой женщины не адресованы конкретным людям. Думаю, она не хотела кого-то обидеть или оскорбить лично, это ее яркая эмоциональная реакция на происходящее. Впрочем, окончательный вердикт может вынести только суд, если кто-то из участников чата решит в него обратиться.

Часто конфликты продолжаются офлайн, вживую. Все помнят трагедию в Волгограде пять лет назад, когда из-за перепалки в родительском чате мужчину в итоге убили. Не случайно во многих чатах сегодня существуют внутренние правила: что участникам можно, а за что неминуемо исключат. На ваш взгляд, это работает?

Анна Плотникова: Совсем конфликтов не избежать, но определенные рамки эти правила игры для участников чата все же создадут. Проблему решат не запреты - нам всем нужно учиться общаться, в этом выход. И, к слову, в этих онлайн-сообществах мы постепенно овладеваем этими навыками. Пусть иногда и на своих ошибках.

Конкретно

Как не доводить до ссор при общении в чатах

Не использовать грубые, бранные и тем более - нецензурные слова. Это может оскорбить любого, даже самого терпеливого из нас.

Не делать другим замечания. Это позиция человека, который ставит себя выше и считает возможным поучать других. Что, конечно, всех раздражает.

Не предъявлять обвинений. Кстати, когда вы пишите капслоком (Caps lock), это приравнивается к крику. А орать на других - нехорошо. И вообще - это слабость.

Не использовать угрозы. Тем более физических действий.

Не писать сообщения на ночь. Это может вывести из себя любого, даже человека с самым позитивным настроем.

И, наконец, если в ваш адрес написали что-то даже очень неприятное, не отвечайте сразу, остыньте, подумайте. В письменном общении, в отличие от устного, как раз есть время, необходимое для того, чтобы четко сформулировать мысль и никого при этом не оскорбить в ответ. А значит, в конечном итоге быть на высоте.

Справка "РГ"

Как проводится экспертиза переписки в чате

Эксперт обращает внимание на особенности знаков препинания, использование капслока, литуративов, то есть зачеркиваний, кавычек и пр., но особенно на различные формы непрямой коммуникации: иронические замечания, импликатуры, то есть на небуквальную часть значения текста, когда информация присутствует в скрытом виде, но при этом явно не выражается, когда адресат делает вывод сам. В экспертном заключении проводится анализ прагматических особенностей диалога, исследуются коммуникативные роли участников, стратегии и тактики общения.