Почему предпринимателям не интересен экологический туризм в Ленобласти

В разговоре о "зеленом" туризме стало принято первым делом вспоминать экотропы, которые проходят на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Однако такие маршруты в большинстве случаев являются некоммерческими. Полезным локальной экономике экотуризм делают игроки малого и среднего бизнеса. Но пока предприниматели осваивают эту нишу экотуризма в ногу с разработкой законодательной базы, Росзаповедцентр Минприроды РФ заявил о том, что в ближайшее время будет принят ГОСТ по "зеленым" критериям объектов инфраструктуры национальных парков. Стандарт ляжет в основу сертификации, обязательной к прохождению при строительстве инфраструктуры на ООПТ. Но незаполненными также пока остаются ниши общепита и мелкой розничной торговли на экотропах Ленобласти, хотя создавать точки питания бизнесу уже разрешено. Эксперты объяснили "Российской газете", почему малое микропредпринимательство не торопится создавать проекты на природе.

Последние несколько лет интерес россиян к внутреннему туризму значительно вырос. Наибольший потенциал - у экологического туризма. Динамика отрасли очевидна - уже в 2024 году туристы забронировали на 20 процентов больше путевок в природные и заповедные зоны, чем год назад, сообщили в Российском союзе туриндустрии. По прогнозам Россельхозбанка, в 2025 году доход от экоиндустрии может составить около 100-120 миллиардов рублей. Однако, по данным Национального комитета экологической безопасности, в 2023 году на экотуризм в России приходилось лишь два процента от оборота туристической отрасли. Почему так?

В Петербурге и Ленобласти развитие экотуризма пока сводится к созданию ООПТ и "зеленых" маршрутов в заповедных местах. В Северной столице расположено 10 ООПТ, по которым проложено уже шесть экотроп. В соседнем регионе находится 51 природный памятник. В этих зонах уже оборудовано 49 экомаршрутов.

Казалось бы, у бизнеса открывается широкий простор для заработка на сервисе для туристов. Тем более такие субъекты малого и микропредпринимательства способны внести более весомый вклад в экономику региона, нежели сами по себе природные маршруты. Хоть за посещение некоторых из них с прошлого года и взимается невысокая плата.

- Развивать инфраструктуру рядом с экотропами и ООПТ очень перспективно, потому что уже сформировался большой тренд на здоровый образ жизни. Но пока в этом направлении все довольно дико. Люди, как и раньше, приезжают в лес, на полянки у берега реки, где нет ничего вообще: ни мусорок, ни магазинов, ни закусочных, ни гостиниц или нормальных кемпингов. При этом спрос на это есть и он только растет, - подтверждает бизнесмен Сергей Гришин.

Сейчас такие коммерческие туристические объекты появляются в рекреационных зонах относительно рядом с заповедными местами. Последние несколько лет аналитики фиксируют прирост рекреационных комплексов за счет глэмпингов и экоотелей. Это формат, который позволяет совместить отдых на природе с комфортом гостиницы. В Ленобласти действует около 40 таких объектов размещения. При этом спрос на отдых в глэмпингах растет - в прошлом году число бронирований возросло в три раза.

Что касается строительства инфраструктуры непосредственно на ООПТ, в ближайшее время будет принят ГОСТ, регламентирующий "зеленые" критерии таких объектов.

- Наибольшие опасения вызывают апарт-отели, в первую очередь из-за возможности привлекать средства частных инвесторов по схеме долевого участия. Нужно четко с юридической точки зрения разобраться: гостиница или апарт-отель являются "местом жительства" или "местом пребывания"? Иначе может начаться повсеместное строительство на ООПТ не туристической инфраструктуры, а по факту объектов индивидуального жилищного строительства, - подчеркнул первый зампред комитета Госдумы Федерального собрания РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Николай Валуев в ходе форума "Экология большого города".

Потенциально наиболее близкий к экотропам бизнес - это точки питания и отдыха на природных территориях. И в Ленобласти предприниматели уже могут размещать такие объекты на лесных участках, пляжных зонах и экомаршрутах при условии, что для их создания не потребуется строительство. Также необходимо получить разрешение комитета по природным ресурсам Ленобласти. Срок действия документа - два года. Однако пока таких заведений, как и лавок с сувенирной продукцией, привязанной к конкретным природным памятникам, найти сложно.

Бизнес не спешит осваивать эти места из-за сомнений в рентабельности таких проектов. Покупка лесного участка требует неподъемных инвестиций для сезонного киоска или кафе. Поэтому предпринимателям остается только арендовать землю.

По словам генерального директора компании "Природный кодекс", вице-президента Общенационального союза индустрии гостеприимства Марины Ненароковой, потенциальный предприниматель должен быть готов к ограничениям, поскольку экотропы могут относиться к землям лесного фонда и ООПТ, на которых действуют особые правила. И далеко не везде возможны согласования для бизнеса.

- На первом месте для туристических проектов всегда будет земля. Есть ли рядом с экотропой или ООПТ земли, подходящие для этого? Готовы ли местные власти содействовать получению участка в аренду? На своем примере скажу, что нет. Рядом с нашим объектом мы хотим сделать крестьянско-фермерское хозяйство (К(Ф)): построить сельский ресторан, скотный двор, вспахать поле. И рядом есть 0,94 гектара сельхозназначения. Но землю под К(Ф)Х дают от одного гектара. Также мы хотим сделать экотропу. Но там федеральная земля, и местные чиновники ничем помочь не могут. И не сильно хотят, - делится проблемой владелец глэмпинга "Веззика" в Волховском районе Антон Игнаков.

По мнению предпринимателя, сувенирные лавки и рестораны как самостоятельные объекты возле ООПТ и экотроп в таких реалиях точно долго не просуществуют. Если только в формате кластера с большой гостиницей, базой и еще несколькими объектами.

Эксперты заключают, что подтолкнуть бизнес к развитию экотуризма власти региона могли бы, создавая при проектировании троп юниты, площадки и земельные участки, предполагающие дальнейшее размещение элементов инфраструктуры. Но пока такой тенденции в Петербурге и Ленобласти не наблюдается.