"Реформа рынка интернет-рекламы, стартовавшая в 2022 году, обязала участников маркировать каждый рекламный материал, указывать рекламодателя и уникальный идентификатор, а также сдавать отчетность в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Однако, по словам юриста, руководителя Центра правопорядка в г. Москва и Московской области Александра Хаминского, многие частные рекламные площадки до сих пор игнорируют эти требования.
"Законодатель не оставляет попыток взять под контроль рынок интернет-рекламы и пополнить бюджет", - подчеркивает эксперт. Так, по новому закону, принятому в конце 2024 года, с 1 апреля 2025 года вводится обязательный сбор за распространение рекламы в интернете. Его размер составит 3% от квартального дохода рекламных площадок и операторов рекламных систем.
Как сообщил Хаминский, контроль за уплатой сбора возложен на Роскомнадзор. При этом порядок расчетов и сроки должны быть установлены отдельным постановлением правительства, проект которого сейчас активно обсуждается. Но могут возникнуть сложности.
Основная сложность, по мнению Хаминского, связана с администрированием сбора. Из-за огромного объема рынка (тысячи сделок в месяц у крупных игроков) участникам придется ежеквартально заполнять декларации, определять плательщика в цепочке и отправлять документы в Роскомнадзор. Со своей стороны, ведомство обязано проверять каждую декларацию на соответствие требованиям.
"Это потребует больших затрат от всех сторон, - пояснил эксперт. - Роскомнадзору, вероятно, придется создать новое управление, а бизнесу - нанимать дополнительных юристов и бухгалтеров". По мнению Хаминского, оценить эффективность рекламного сбора можно будет только со временем.