На воду спускают подводный крейсер "Пермь" - первый среди АПЛ носитель гиперзвуковых ракет "Циркон"
В свою стихию погружают новейший подводный крейсер четвертого поколения "Пермь", построенный на предприятии ОСК "Севмаш" по проекту 885 "Ясень-М" Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" (тоже в контуре управления Объединенной судостроительной корпорации).

Вслед за шампанским, окропившим перо кормового руля, боевой корабль освятили по православному обряду, а уже затем бережно, на понтонах, перемещают в заводскую купель Белого моря.

Участниками и свидетелями вывода со стапеля новой АПЛ в этот раз были только самые посвященные. А генеральный директор верфи Михаил Будниченко в коротком комментарии на камеру даже подчеркнул плановую, ритмичную "обыденность" происходящего.

- "Севмаш" работает в полном соответствии с графиками, которые утверждены Министерством обороны, Объединенной судостроительной корпорацией и обеспечивают своевременную сдачу кораблей. А вывод со стапеля - это технологический этап постройки: девятый этап меняется на десятый. Дальше, через несколько дней, корабль встанет к плавучему сооружению у набережной завода, и начнутся швартовные испытания. То есть все механизмы, устройства подводной лодки будут испытаны от берегового питания. Потом, когда будет запущен реактор, начнутся комплексные швартовные - все системы, устройства и механизмы проверяются в работе уже от собственного источника энергии. Затем корабль пойдет в море, выполнит по существующим методикам заводские ходовые испытания, будет предъявлен на госиспытания, - обрисовал перспективы Михаил Будниченко. И тут же добавил, предвосхищая очевидный вопрос: - Уже после них будет передан Военно-Морскому флоту. В ноябре 2026 года.

Заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению, вице-адмирал Игорь Мухаметшин со своей стороны подтвердил, что "Пермь" - это "продолжение серийного строительства" подводных лодок проекта "Ясень-М", но уже - "с улучшенными характеристиками". Какими именно, детализировать не стал, а лишь упомянул, что конструкторами "Малахита" были "доработаны определенные документы, которые позволили, чтобы боевой потенциал этой подводной лодки значительно увеличился по сравнению со старшими братьями".

Под "старшими братьями", напомним, имеются в виду три ранее построенных и переданных в состав ВМФ серийных крейсера того же проекта 885 "Ясень-М" - это "Новосибирск", "Красноярск" (несут службу на Тихоокеанском флоте) и "Архангельск" (сейчас в составе Северного флота). Чем от этих братьев отличается их младшая сестра "Пермь", вице-адмирал Махаметшин перед камерой рассказывать не стал. Но в тот же день (точнее - поздний вечер) эту ответственность взял на себя президент России и Верховный главнокомандующий Владимир Путин.

В обращении к тем, кто спроектировал и строит АПЛ проекта "Ясень-М", он открыто заявил, что "Пермь" стала первой многоцелевой подводной лодкой, на вооружении которой - гиперзвуковые крылатые ракеты "Циркон". А кроме того - современные системы навигации, связи, гидроакустики, комплексы управления высокоточным оружием и роботизированные комплексы…
Замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин к сказанному добавил: "Планируем продолжить серийное строительство группировки кораблей этого проекта. Потенциал завода позволяет вести такую работу".

Андрей Пучков, генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК):
- Конструкторское бюро "Малахит" было у истоков атомного подводного флота нашей страны, ими создан проект первой отечественной АПЛ. А построена она здесь, на северодвинской верфи. И сегодня "Севмаш" - главный в России строитель подводных лодок, производит эти изделия ритмично. В тесном взаимодействии с ним и конструкторское бюро "Малахит", и конструкторское бюро "Рубин", десятки других предприятий и организаций ОСК.

Мы очень позитивно воспринимаем ту производственную кооперацию, которая сейчас сложилась. Считаем, что она набрала темп, который позволит соответствовать задачам пополнения Военно-Морского флота России самыми современными образцами военной техники. Свою задачу видим в том, чтобы этому содействовать, а если возникают какие-то препятствия, их оперативно снимать, чтобы работа коллег была еще более продуктивной.
Владимир Дорофеев, генеральный директор СПМБМ "Малахит" (Санкт-Петербург):
- "Пермь" является серийным кораблем проекта "Ясень-М", но в ходе серийного строительства мы постоянно работаем на совершенствование его основных характеристик. Тут можно выделить три задачи-направления. Первое - это, конечно же, мероприятия по снижению уровня физических полей, повышение скрытности подводных лодок. Второе - повышение ударной мощи, внедрение различных образцов оружия, вооружения, военной техники.

И третья задача, которую ставят перед нами и Верховный главнокомандующий, и руководство ОСК, - это снижение стоимости в процессе серийного строительства. То есть боевые качества - это очень хорошо, но работать надо, и мы непрерывно работаем, над снижением себестоимости таких кораблей.
