Об особенностях проекта и причинах всенародной любви к этому харизматичному бездельнику мы поговорили с Дмитрием Суворовым, режиссером фильма и соавтором сценария.
- Дмитрий, у вас на редкость разноплановая фильмография: в ней много комедий, историческая драма "Первые", фильм-катастрофа "Одна" и т. д. И вот теперь детское семейное кино…
- Все просто: мне действительно интересно пробовать разное. И в кино, и в жизни. Не зацикливаться на чем-то одном, а заниматься диаметрально противоположными темами, осваивать новые для себя жанры.... Тогда и работа, и жизнь становятся интереснее. А необходимость постоянно делать одно и то же сильно обедняет.
- Но ведь работа над комедией и работа над боевиком - это разные навыки, разные методы съемок…
- Конечно, любой материал требует индивидуального подхода. К примеру, когда мы снимали фильм "Одна" о Ларисе Савицкой - девушке, сумевшей выжить в авиакатастрофе, упав с высоты более пяти километров, - мы долго собирали факты, много разговаривали с летчиками, с военными экспертами и, конечно, с самой Ларисой. А вот работа над комедией - это совершенно другое (хотя жанр, разумеется, тоже очень сложный). Здесь важнее поймать нужную тональность и настроение, а потом придумать, как передать их зрителю, как зарядить его своими эмоциями. То есть разный подход, разное погружение, разное время подготовки.
- Кстати, об "Одной". В своих интервью вы часто говорите, что и вам, и вашей команде он дался нелегко. А что было самым сложным?
- Наверное, то, что большую часть фильма мы снимали в настоящей тайге. Мы даже самолет туда притащили. А погодные условия в это время были, мягко говоря, не очень-то дружелюбные. И Наде Калегановой - исполнительнице главной роли - приходилось часами ползать по земле при температуре в 9-10 градусов, переходить горную реку, тонуть в болоте… К счастью, она так сильно загорелась этой историей, что все выдерживала стоически и никогда не просила поблажек: все делала сама, без дублеров.
- Эмоциональным центром "Одной" стала сцена крушения самолета, которую вы с самого начала планировали снимать одним кадром. Эта непростая задумка вам удалась?
- Да, мы построили для этой сцены огромную декорацию и сделали все, чтобы у зрителя появлялось ощущение, что он сам находится в салоне самолета, который разваливается на куски в реальном времени. Поэтому мы старались минимизировать количество склеек, хотя они, конечно, есть, правда тщательно скрытые. Как бы то ни было, главным для нас было добиться максимального правдоподобия при крушении - и я знаю, что у нас это получилось.
- Я правильно понимаю, что съемки "Ждуна" тоже стали для вас настоящим вызовом?
- Да, "Ждун" тоже рождался очень непросто. Взять хотя бы объем графики, которой у нас ничуть не меньше, чем в "Чебурашке".
- Может быть, было бы проще сшить ростовую куклу?
- Мы попробовали так сделать. Да, нам казалось, что самый легкий путь - это пригласить актера и нарядить его в костюм Ждуна. Но первые же тестовые съемки показали, что это не выход. Было видно, что в кадре какой-то дешевый маскарад. Поэтому мы с помощью компьютерных технологий полностью создали живого, трехмерного персонажа с необычной пластикой и манерой общения.
- Дмитрий, а как вообще появилась идея снять проект про этого харизматичного лентяя?
- Максим Рогальский, директор кинокомпании "Наше кино", сказал мне, что его товарищ, Юрий Цейтлин (президент компании CD Land. - Прим. ред.), выкупил права на этот мем и что он давно хотел бы сделать фильм с участием этого персонажа. Я сразу понял, что это очень нестандартная идея: взять интернет-мем и попытаться придумать для него целую киновселенную. Мне кажется, такого никто никогда еще не делал.
- В вашей картине вы сделали Ждуна инопланетянином. Почему? До этого он считался существом земным…
- Потому что на нас с вами он все-таки не похож. А превращать его во фрика мне показалось неправильным. Поэтому мы придумали легенду, что он житель другой планеты, где все обитатели сидят и вечно чего-то ждут. Хоть и сами не понимают, чего именно.
- Дмитрий, а как бы вы объяснили секрет популярности Ждуна?
- Я думаю, тут несколько аспектов. Во-первых, он мгновенно вызывает симпатию: он милый и добрый. И симпатичный, несмотря на свои пропорции и странный вид. А во-вторых, мы все немножко Ждуны. Вечно надеяться, что любая проблема сама собой рассосется, - это близко человеческой природе. Поэтому в этом "парне" мы узнаем самих себя. А смотреть на себя со стороны всегда интересно.
- Мы узнаем в нем самих себя настолько сильно, что еще несколько лет назад Ждуна называли чуть ли не символом российского менталитета…
- А вот тут я бы поспорил! Ждун родился не в России, а в Голландии: его придумала художница Маргрит ван Брифорт. И он мгновенно стал популярным во всем мире, а не только у нас. Так что, скорее, не национальный менталитет, а общечеловеческий.
- Но ведь это концепция ничегонеделания! Как вы относитесь к ней?
- В фильме у нашего милого и доброго инопланетянина важная миссия: его беспомощность и ранимость стимулирует к активным действиям целую семью - и в итоге объединяет представителей всех поколений. Вот такой контрапункт. (Улыбается.) Плюс он изучает нас и нашу планету, так что абсолютно пассивным его все-таки не назовешь.
- А свое первое впечатление от Ждуна вы помните? Каким он вам показался?
- Он мне показался невероятно забавным и милым. И я сразу же понял, что у него огромный комедийный потенциал: новые шутки и приколы генерировались вокруг него каждый день. Наверное, поэтому он один из тех мемов, которые запоминаются на всю жизнь.
- Как бы то ни было, изначально он создавался с расчетом на взрослую аудиторию. Почему вдруг вы "позвали" его в детское кино? И можно ли было с его участием снять триллер или хоррор?
- Да, он вполне мог стать персонажем взрослого жанрового фильма. Причем мы это опробовали опытным путем: когда мы оживляли Ждуна, то отпускали шуточки в формате "18+" - и получалось очень даже убедительно и оригинально. Но в итоге мы все-таки решили снимать добрую семейную историю, а не пугать народ хоррорами или триллерами. Потому что хочется, чтобы Ждун ассоциировался с чем-то светлым.
- Мне кажется, такой выбор жанра может быть удачным и с точки зрения кассовых сборов…
- Да, есть ощущение, что сегодня зрители в основном ходят только на семейные фильмы. Видимо, такой запрос общества. Но в самом жанре я ничего плохого не вижу. Наоборот, очень круто, что есть картины, которые способны объединить семью. Что есть повод мамам-папам-бабушкам-внукам собраться и пойти в кинотеатр, пережить какие-то общие эмоции, а потом вместе их обсудить. Это огромный плюс.
- А каким должен быть идеальный семейный фильм?
- Наверное, в основе должны быть какая-то светлая идея, светлый посыл. И интригующий сюжет с необычными и неожиданными поворотами. И, конечно, море позитивных эмоций.
- Но ведь восприятие взрослого человека и восприятие ребенка - это абсолютно разные вещи. Как найти общий знаменатель?
- Обычно сценаристы пытаются вмонтировать в диалоги какие-то завуалированные шуточки и приколы, понятные только взрослым. Но мне кажется, что если идея и сюжетные повороты проработаны тщательно, то они будут работать на любой менталитет - и на взрослый тоже. Отличный пример - "Чебурашка" Дмитрия Дьяченко, который сумел понравиться представителям всех поколений.
- Напоследок верну вас к "Ждуну". Что было самым сложным при работе над фильмом?
- Самое сложное - это сам Ждун. Нам пришлось создавать его фактически с нуля, ведь, кроме внешнего образа, у нас ничего не было. Пришлось тщательно прорабатывать каждую мелочь, начиная от его биографии и заканчивая манерой общения. Плюс проблемы технического характера. Актерам, среди которых несколько детей, приходилось играть с пустым местом, а это не так-то легко.
- Вы сами сказали, что семейного кино сейчас очень много. Чем "Ждун" будет побеждать своих соперников по прокату?
- Наша главная козырная карта - необычный харизматичный персонаж, которого в российском кино еще не было. Плюс теплая, душевная атмосфера, красота краснодарского поселка Абрау-Дюрсо и юмор, конечно. А еще - отсылки к известным персонажам, которых я раскрывать не хочу: пусть они пока будут секретом.