"Театр на подушках", где юные зрители сидят на полу прямо на сцене, иногда вместе с мамами и папами, - сравнительно молодое направление для России. Частные труппы уже делают постановки и для малышей, которые еще не умеют говорить. В Воронеж не раз привозили такие спектакли, но на этот раз сосредоточились на более зрелой публике - умеющей считать хотя бы до пяти и держать внимание больше получаса.
Так, местный театр кукол показал на фестивале "Домовенка Лаврушку" - трогательную и забавную историю об одиночестве, дружбе и умении прощать. Это репертуарный спектакль, который изначально был ориентирован на детей с четырех лет. В рамках "Маршака" на него пускали и зрителей помладше, но чтобы оценить всю прелесть действия, лучше приводить ребят хотя бы детсадовского возраста. Герои борются со страхом и нуждой, учатся понимать чужие чувства. В постановке Владислава Ефанова используется кукла, сделанная в очень редкой технике, которую почти не применяют в других городах и впервые использовали в Воронеже. Фигурка Лаврушки крепится к запястью актера и управляется микродвижениями пальцев.
Воронежский ТЮЗ участвовал в фестивале с фантазийной композицией "Где лужа, там и я". Режиссер Анна Боголюбская-Куненкова привезла эскиз спектакля, который готовился в рамках театральной лаборатории в Москве, и доработала его с актерами стационарной труппы. В центре действия - лужи, такие притягательные для малышей на прогулке. Только здесь они, конечно, безвредные - сухие и даже мягкие. Вместе со зрителями артисты имитируют капли дождя и плеск воды, в которую плюхаются чьи-то сапоги, любуются воображаемыми медузами и яхтами. У действующих лиц разные характеры (озорник, педант, мечтатель), но общая страсть к приключениям. Поэтому обыкновенные резиновые сапоги превращаются в слона, корабль, птиц и бабочек, лепестки ромашки… Ассоциаций масса, весь вопрос в том, насколько детский опыт позволяет их понять. В финале можно поудить рыбу в тазу или запустить кораблики.
- В бэби-спектакле помимо партнера на сцене, с которым уже все отрепетировано и выучено, у тебя каждый раз появляются новые партнеры - дети в зале. Однажды у мальчика-зрителя был с собой пистолет, и родилась идея, что наша гусеница будет убегать от его прицела, - рассказал актер ТЮЗа Герман Иванов.
Так же Анна Куненкова привезла на "Маршак" свой моноспектакль "Ухти-Тухти" про очень рассеянную девочку Люси и очень хозяйственную ежиху. Лиричная история Беатрис Поттер вернула взрослых в детство, а детям - приоткрыла окно в мир взрослых с их любовью к чистоте и порядку. Постановка получилась очень уютной, "домашней": цветастые простыни вместо занавеса и клетчатый плед в качестве сцены, махровые полотенца в роли лесной полянки, а на ней - тряпичные домики и куклы, игрушечные фигурки зверей, которых можно одевать в лоскутки…
Вынимая из корзинки для рукоделия то одну, то другую волшебную вещичку, актриса успевала не только читать по ролям собственно сказку (в довольно быстром для "бэбиков" темпе), но и вовлекать в процесс публику - пищать, кукарекать, хрюкать и мычать пришлось не только малышам, но и их родителям. Взрослые отнеслись к делу со всей серьезностью и даже смогли ответить на важные вопросы по домоводству. Книжка Поттер, вышедшая в начале прошлого века, готовила девочек к роли хозяек. И сегодня, несмотря на эмансипацию и технический прогресс, навыки замачивания и ручной стирки лишними не будут. Так что по окончании спектакля детворе выдали для тренировки тазики с мыльной водой и носочки. Некоторые зрители норовили прополоскать и свои.
- Актеры в бэби-спектаклях должны уметь не только поддержать детскую фантазию, но и сохранить правила, чтобы это не превратилось в хаос с выбеганием зрителей на сцену. После просмотра таких постановок малышей нужно не столько спрашивать о впечатлениях (развернутую рецензию они вряд ли выдадут), сколько напоминать об увиденном - например, играя в те же сапоги. Это поможет понять, что им понравилось и запомнилось. Мы стараемся, чтобы взрослый увидел, откуда растет игра, как легко ее продолжить, а дети - ощутили, что театр - это целый мир, из которого можно что-то взять в обычную жизнь, сделав ее богаче и интереснее, - пояснила Анна Боголюбская-Куненкова.
Минский негосударственный театр "Бусы" - частый гость Московской филармонии - привез работу другого плана. "Очень голодная гусеница" по книжке Эрика Карла играется почти без слов (если не считать выразительного "ням!"), тихо и неспешно. Прежде чем увидеть саму героиню, малышам предлагают посмотреть на мир ее глазами (актеры ходят вдоль разложенных по полу досок, словно ища выход из лабиринта), разобраться с законами притяжения (через эксперименты с теми же досками, которые почему-то не хотят стоять без опоры) и замедлиться - отвлечься от жужжащих машинок и ревущих пупсов. Артисты Злата и Владимир Глотовы собирают перед зрителем декорацию, как конструктор: получаются палатки, ветряная мельница, домик и, наконец, окно, в котором будет ползать туда-сюда прожорливая гусеница, объедающая то яблоко, то сливы, то груши, сшитые в стиле пэчворк. Рустикальные мотивы подчеркнуты музыкой - в "Бусах" часто используют современные композиции на народные темы.
- Классический бэби-театр обходится почти без слов. Нам было трудно к этому привыкнуть, и раньше мы делали спектакли с живой музыкой, знакомили детей с инструментами. А потом все-таки решили попробовать такое вот бессловесное действие для двухлеток, - пояснила режиссер Злата Глотова. - Возрастная категория тут очень узкая, где-то после пяти лет уже нужна другая подача. Мы намеренно не провоцируем зрителя постоянной сменой событий, не подбрасываем дофамин - здесь его надо найти самому. Мне кажется, сейчас малышей слишком торопят гаджетами и развивающими занятиями, когда им еще свойственно просто наблюдать: как вода бежит, как грядки зеленеют или деревья, как строится дом. Созерцание - это тоже развитие мышления: я смотрю на игру с конструктором, и додумываю образ. Наша гусеница ползает по лабиринту и не понимает, что ее окружает, но это не мешает ей жить.
В белорусском спектакле много повторов - малыши любят сам прием, который часто используется и в литературе, и в играх. Родителям в жизни бывает сложно выдержать эту особенность и вместе с детьми ощутить радость, читая одну и ту же потешку в сотый раз. Следя за "Очень голодной гусеницей", взрослый почувствует, что он не один в своей усталости, и вспомнит, какая награда его ждет.
Злата Глотова, основатель и режиссер театра "Бусы" (Минск):
- Когда-то мы не могли пробиться на территорию государственных театров, потому что по уставу они не могли работать с самыми юными зрителями. Сейчас маленькие залы для такой публики открылись в Минске в кукольном и ТЮЗе. Многие пробуют себя в бэби-театре, идут ощупью. Кто-то пытается просто привычный "разговорный жанр" адаптировать к малышам, но получается, что текст только иллюстрирует действие. Хотя какой смысл возглашать "И приехал паровозик!", если дети и так видят, что он приехал… С помощью предметов - бумажек, ботинок, мячиков - можно показать и комедию, и драму, и характер, и поведение. Малыши в основном все понимают. Бывает, что капризничают или боятся в темноте - тут родители должны быть готовы вывести ребенка из зала. В Беларуси и России это правило пока не прижилось. В Европе администратор может шепнуть, что малыш очень сильно нарушает правила, и родители с ним спокойно выйдут. Может, успокоят и вернутся, а может, решат, что ребенку надо чуть-чуть подрасти. У нас это будет обида, запись в жалобную книгу, 300 постов в интернете и обращение в министерство… Но, думаю, у нас зрительская культура тоже разовьется, надо просто потихонечку ставить спектакли и ждать.