В последний день фестиваля представили свежую работу Тверского ТЮЗа. Ее подготовили в конце 2024 года - к зимним каникулам, но без скидок на праздничный "чес". В репертуар спектакль вошел в расширенной (по сравнению с новогодними показами) версии, которая уже собрала в родном городе массу восторженных отзывов. Теперь к армии поклонников "Людвига…" присоединились и зрители из Воронежа, повидавшие за годы проведения "Маршака" постановки самых разных жанров и форм.
Спектакль Юлии Беляевой можно, пожалуй, назвать эталонным образцом театра для детей. Сюжет понятен зрителям с шести лет, но остается актуальным и для подростков, и для взрослых. Для каждой категории зрителей заложен свой слой смыслов. Да и сделана постановка настолько изобретательно, что вряд ли у кого-то повернется язык проворчать: "Ну, это для малышей…"
Книга "Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие" вышла в свет 60 лет назад. В России она не так популярна, как произведения других скандинавских классиков. Но благодаря переизданиям про невероятную дружбу лисенка и цыпленка знает и новое поколение ребят. Их родители, возможно, видели снятый по книге советский музыкальный фильм "Рыжий, честный, влюбленный". Там герои выведены уже подростками, в Твери же ставили именно о детях, ориентируясь на то, что в сказке Экхольма герой готовится к школе.
- У нас не было задачи построить любовную линию между Туттой и Людвигом, делать из персонажей Ромео и Джульетту. Все-таки речь скорее о дружбе вопреки обстоятельствам. Есть два сообщества, которые по какой-то причине враждуют: так заведено, что лисы не любят кур, а куры - лис. Есть взаимное неприятие и есть два юных существа, которые не понимают, почему звери в одном лесу не могут жить в мире. Наверное, эта боль многим понятна, и детям в том числе - почему какого-то ребенка не принимают в компанию, почему мы не можем если не быть друзьями, то хотя бы просто допускать, что кто-то - не такой, как ты, - пояснила режиссер Юлия Беляева. - Подросток, наверное, здесь сказал бы, что не все так однозначно, повторяя услышанное от кого-то. Как будто понимая сложности взрослого общения. А ребенок шести-семи - более непосредственный…
Семейство лис, имеющее роскошную нору в лесу, пытается отучить младшего отпрыска, простодушного и доброго Людвига (Алексей Измайлов), водиться с зайчатами, бельчатами и прочей мелочью, которая годится разве что на обед. Семейство кур - явно рангом пониже - предостерегает желторотую и не по годам самостоятельную Тутту от авантюрных походов в лес и игр с хищниками. У взрослых своя правда - они всего лишь добросовестно оберегают статус кво, хрупкий баланс в пищевой цепочке. Детям же на все условности наплевать: если все звери перейдут на овсянку, кулинарный вопрос больше никого не испортит…
Художник Любовь Мелехина создала очень стильное оформление, уйдя от прямого изображения животных, леса, огорода и птичника. Лисы наряжены аристократами (рыжий хвост постоянно носит лишь папа, и то - в виде парика, а не хвоста) в бриджах и охотничьих шляпах, куры - этакие мещаночки в пышных юбках и чепцах. Декорация на поворотном круге - одна и для лис, и для кур. Только в норе это огромная багетная рама - символ аристократизма и незыблемых фамильных ценностей, а в курятнике, с обратной стороны это посудный шкаф - его хозяйки, может, и не самого высокого ума, зато гостеприимные. Кусочек забора легко может превратиться в стол, помост с лесенкой - изобразить и подземный лаз, и конуру дворового пса. Фантазеры-постановщики легко будят воображение публики, меняя места действия за счет света (художник - Денис Гришин), дыма и шумов.
Персонажи продуманы в мельчайших деталях - как если бы они были героями комедии Островского, а не сказки про животных. Узнаваемые звериные черты - тявканье лис, квохтанье кур, заячий трепет по любому поводу и точная пластика (хореограф Максим Пахомов) - сочетаются с тонко разобранной человеческой психологией. Мягкий папа-лис внешне строг, но за спиной у жены норовит прикрыть проделки сына (малыш-то в итоге перехитрил всех). Авторитарная мама-лиса жестко воспитывает в детях характер, но нежно любит их со всеми слабостями и фантазиями. Болтушки-несушки кажутся поверхностными, однако в критический момент проявляют великодушие. Даже старому Пугалу, которое могло бы служить декорацией, а не героем, в спектакле даны замечательные сольные эпизоды. Заслуженный артист РФ Виктор Дегтярев выступает здесь этаким мудрым дедушкой, незаметно примиряющим враждующие стороны.
Зрителю предлагают, по сути, нащупать разницу между поступками "по букве" и "по духу" законов жизни. Людвиг, Тутта и зайчата Юкке-Юу и Туффе-Ту решают серьезные этические вопросы: можно ли прожить без обмана, стоит ли прощать предательство, как примирить интересы близких, если они противоречат друг другу…
- Главных героев объединяет то, что они отличаются от своих сородичей. Людвиг - немного отрешенный, не от мира сего, Тутта и ее мать не уживаются с соседками по курятнику. Одиночество - это их точка соприкосновения, которое вырастает в дружбу. Все мы разные, но в этой разности надо научиться видеть хорошее, - уверена актриса Тверского ТЮЗа Василиса Жигунова (Тутта).
Справка "РГ"
В рамках фестиваля "Маршак" в Воронеже состоялась книжная ярмарка с участием 16 российских издательств и заседание детского литературного клуба "Кот и лодыри", несколько мастер-классов и творческих встреч с деятелями театра. В Нововоронеже, Павловске и Новой Усмани показали фильмы Александра Галибина "Приключения маленького Бахи" и "Сестренка". Кроме того, был проведен художественный конкурс "Мастер-фломастер" для ребят с ограниченными возможностями здоровья. В финал вышло 18 картин, часть из них купили благотворители. Вырученные средства - 120 тысяч рублей - направлены в воронежское отделение "Российского детского фонда".