Покупателей защитят от навязывания допуслуг

Госдума приняла закон о борьбе с навязыванием допуслуг
Покупателей защитят от навязывания им дополнительных платных товаров и услуг. На это направлен закон, который приняла Госдума.
iStock

Документ был внесен правительством. Как объяснила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова, под действие закона подпадают любые товары, работы и услуги. Она считает документ системным шагом к формированию цивилизованного потребительского рынка. "Принуждение к невыгодным покупкам бьет по кошельку, люди несут неоправданные расходы на товары и услуги, которые им вовсе не нужны", - заявил о необходимости таких мер председатель ГД Вячеслав Володин. По его словам, закон направлен на защиту граждан от недобросовестных продавцов и излишних трат. В документе говорится, что дополнительные товары, услуги и работы могут продаваться исключительно с согласия потребителя - нельзя будет принудительно добавлять их к основной покупке. Это нередко делают, проставляя за покупателя автоматические отметки о платных опциях при заключении договора. Если это все же произошло, то покупатели смогут требовать возврата денежных средств за предоставленные без согласия товары, услуги и работы. "Последний случай. При покупке авиабилетов с граждан взимали по 185 рублей, - привел пример Володин. - Прокуратура вмешалась. Как оказалось, несколько миллиардов было собрано с пассажиров в результате этих неправомерных действий".

Володин уверен, что новый закон позволит без излишней волокиты возвращать в таких случаях денежные средства, в то время как ранее приходилось судиться.

Еще один пример - оформление платежей за жилье. "Когда платежка приходит, и человеку в электронном виде уже галочку проставляют "Страховка за жилье", - уточнил председатель ГД. Он обратил внимание, что норма закона прямо говорит о запрете ставить такие отметки заранее.

Глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев добавил, что этим также часто грешат автосалоны, та же практика распространена при дистанционной покупке железнодорожных билетов, при оформлении банковских депозитов.

Ко второму чтению уточнен порядок возврата средств. "В соответствии с поправками устанавливается трехдневный срок", - рассказал Гутенев. Согласно изменениям, у покупателя будет три дня, чтобы потребовать от продавца возврата денег. Такое требование должно быть удовлетворено также в течение трех дней со дня его предъявления.

Работа над мерами в этой сфере не будет остановлена и после принятия закона. "Ряд новых инициатив должны устранить такие практики, как мисселинг - подмена понятий при продлении депозитов", - указал Гутенев. Кроме того, для того чтобы все такого рода меры были более эффективными, "Единая Россия" уже подготовила законопроект об увеличении штрафов за навязывание услуг. По словам депутата, речь об ответственности физических лиц в виде штрафа от 100 тыс. до 300 тыс. рублей и для юридических лиц - от 300 тыс. до 1 млн рублей. Документ уже получил положительный отзыв правительства. "Такие радикальные меры защиты наших граждан искоренят такие нездоровые практики", - заметил Гутенев.

Эти изменения позволят усилить защиту прав потребителей, а также добросовестных предпринимателей, которые не используют подобные уловки, пояснял ранее премьер-министр России Михаил Мишустин. По его словам, тактика навязывания дополнительных услуг четко выстроена: человек не сразу понимает, что автоматическая отметка о согласии вынуждает его переплачивать, а при попытке отказаться ему грозят отказом в заключении договора и даже штрафом или не дают обещанную скидку.

Комментарии

Джамаладин Гасанов, депутат Госдумы:

"Проблема навязывания дополнительных услуг потребителям остается острой, несмотря на усилия регуляторов. Роспотребнадзор констатирует "множественную вариативность" недобросовестных практик, от "галочек" в договорах страхования при покупке билетов до навязывания услуг в автосалонах и сфере ЖКХ.

Несмотря на постановление Конституционного Суда, автосалоны продолжают навязывать допуслуги, а в сфере ЖКХ растет число жалоб на плату за услуги, не связанные с содержанием жилья. Хотя борьба с автоматическим согласием на допуслуги при покупке билетов и кредитовании ведется, в других сферах проблема сохраняется. Опросы ВЦИОМ показывают, что 43% россиян сталкиваются с попытками платной реализации услуг, положенных по ОМС.

Создается впечатление, что бизнес постоянно изобретает новые способы обхода закона, и регуляторам приходится постоянно "догонять" недобросовестных участников рынка. Необходимы более жесткие меры и проактивный подход, чтобы эффективно защитить права потребителей".

Никита Чаплин, депутат Госдумы:

"Закон дает гражданам реальную возможность контролировать свои расходы и избегать ненужных трат. Вот несколько ключевых плюсов для граждан. Законопроект устраняет практику автоматического включения дополнительных услуг, с которой многие сталкивались при покупке билетов, оформлении кредитов или приобретении автомобилей. Больше не будет неприятных сюрпризов в виде навязанных страховок, подписок или других сервисов, о которых вы не просили. Теперь, прежде чем заплатить за что-то дополнительное, вы должны будете выразить свое согласие. Это дает вам право выбора: нужны ли вам эти услуги или нет. Вы сможете принимать осознанные решения, исходя из своих потребностей и бюджета.

Если вам все же навязали услугу без вашего согласия, вы сможете потребовать возврата денег. Это эффективный механизм защиты от недобросовестных продавцов, которые пользуются невнимательностью или неосведомленностью покупателей.

Этот закон важен, потому что он восстанавливает баланс между продавцом и покупателем. Он дает гражданам больше контроля над своими финансами и защищает от недобросовестных практик, которые приводят к необоснованным тратам".

Александра Пожарская, эксперт направления "Народный фронт. Аналитика" и проекта "За права заемщиков":

"В некоторых областях эти изменения будут неспособны кардинально повлиять на ситуацию. Например, иные автодилеры практикуют не проставление заранее "неснимаемых" отметок о согласии на приобретение дополнительных продуктов и услуг, а мягкое принуждение потребителя самостоятельно проставлять такие отметки, подписывать согласие и так далее. Мотивация проста: без этих продуктов и услуг шансы на получение дефицитного товара или более выгодные скидки снижаются. Причем такое навязывание доказать, как показывает практика, очень сложно.

Объективно, дилерам не выгодно продавать автомобили за наличные, поскольку гораздо больше они зарабатывают бонусов от оформления кредитов, страховок, за программу трейд-ин от импортеров или за дополнительное оборудование, различные программы помощи на дороге или карточки юридического сопровождения. Поэтому, когда покупатель приходит с полной суммой стоимости автомобиля, указанной на сайте дилера или автосалона, ему сообщают, что предложение недействительно, имеющейся суммы не хватает, и настоятельно рекомендуют взять автомобиль в кредит у банка-партнера, да еще и с "допами". В результате машина становится дороже, в среднем на миллион-другой рублей.

Безусловно, при навязывании дополнительных товаров и услуг, понуждении приобретать их в кредит или в рассрочку, покупатель может обратиться в Роспотребнадзор и в суд за восстановлением справедливости. Подобные нарушения являются основанием для привлечения к административной ответственности и наложению штрафов. Но вот размер этих штрафов мизерный, а судебные разбирательства могут затянуться на годы.

На наш взгляд, решить эту проблему поможет распространение нормы об оборотных штрафах для банков, обсуждаемой в Госдуме, в том числе и на автокредитование, осуществляемое партнерами банков. А если речь идет о продуктах или услугах в других сферах, то стоит хотя бы обсудить наложение оборотных штрафов на производителей товаров и услуг, чьи партнеры, выступающие каналом продаж, практикуют навязывание".