Дело в том, что в 1990-2000-е годы прежняя система вертикального управления наследием была разбалансирована. Сегодня пытаются выстроить ее заново, но по старым принципам. Вертикальных форм поддержки - пруд пруди, но проблема в том, что работают они плохо. Надеемся, что в процессе реализации станет понятно, что нужно уделить больше внимания горизонтальным формам. То есть уйти от усредненного подхода к индивидуальному.
Вертикальная поддержка - это, по сути, система фастфуда: гамбургеры одинаковы для всех. Спасибо и за это. Но, чтобы быстрее развивать проекты вокруг культурно-исторического наследия, надо учитывать и запросы снизу, проблемы, которые видны на местах. То есть регионам нужны определенные полномочия, система подзаконных актов, которые позволят регулировать процессы с учетом конкретной ситуации.
Если исходить из моего опыта участия в развитии проектов, связанных с ОКН, наиболее востребованы сегодня формы господдержки, которые не касаются памятников как таковых. Программ типа "рубль за метр", "рубль за объект" - масса, но реальный эффект дают, например, субсидии на реализацию отельного проекта, организацию туристской инфраструктуры, поддержку небольших агрохозяйств. То есть механизмы и формы прямой поддержки деятельности, не привязанные к объекту наследия. Деятельность позволяет его развивать. Если же ты ничего конкретного не планируешь, непонятно, зачем затевать реставрацию.
Большая часть форм привлечения инвесторов на ОКН заточена под людей, которые могут позволить себе сразу выложить довольно серьезную сумму и удержаться в рамках жесткого графика восстановления объекта. Как правило, заканчивается это плохо. "Быстро" - не равно "хорошо". В процессе работы у инвестора может поменяться настроение, могут закончиться деньги… В итоге памятник изымается, когда он уже, допустим, сгорел. А причина провала в том, что не найден прямой баланс между интересами инвестора и задачами, которые стоят перед государством.
В отношениях общества и предпринимателей немало сложностей. Люди всегда сопротивляются изменениям в укладе: вот, частник все закроет, огородит, раньше мы свободно гуляли, теперь надо платить за вход… У государства здесь нет инструментов работы с сообществами. Чиновники действуют в рамках вертикальной управленческой модели: местный совет депутатов не одобряет проект - сделаем так, чтобы одобрил. Это не плохо и не хорошо - это факт. Эффективно работать с интересами людей можно только на низовом уровне - через общественные организации и бизнес, который действует "на земле". Без такой системы взаимодействия работа с наследием будет сопровождаться общественным недовольством.