В этом году чествовать Ростроповича в стенах его Alma Mater вызвались Российский национальный оркестр (РНО) под управлением дирижера Дмитрия Крюкова и виолончелист Александр Князев. Заслуженный артист России называет Мстислава Леопольдовича "учителем на расстоянии": "Его записи сформировали мой стиль, а личные встречи - отношение к профессии музыканта". Музыкальный оммаж Ростроповичу, преподнесенный Князевым и его партнерами по сцене, стал очередным свидетельством огромного почтения и признания современных исполнителей к этой легендарной личности.
Программа концерта концентрировалась вокруг музыки двух композиторов-романтиков - Антонина Дворжака и Эдуарда Элгара. В качестве прелюдий к виолончельным сочинениям чешского и британского авторов Дмитрий Крюков, главный дирижер Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, вставший в этот вечер за пульт РНО, выбрал танцевальные миниатюры торжественно-помпезного характера. Открывший вечер Полонез ми-бемоль мажор Дворжака, с его четким упругим ритмом и подчеркнуто фанфарной церемониальностью, мгновенно погрузил в атмосферу праздника. А Три баварских танца Элгара во втором отделении оркестр представил как яркие ожившие картины природы юга Германии, который однажды, будучи в отпуске, посетил композитор вместе со своей супругой. РНО под чутким уверенным руководством Крюкова отлично передал национальную мелодику, песенный колорит и пасторальность (впечатлило соло валторны во втором танце), буквально вырисовывая звуками живописные пейзажи.
В качестве непосредственных "подарков" Мстиславу Ростроповичу были выбраны виолончельные концерты Дворжака и Элгара. "Это произведения, которые раскрыли потенциал виолончели как сольного инструмента, - считает Александр Князев. - И Ростропович сыграл в этом ключевую роль. Его универсальность, виртуозная техника и взаимодействие с современными композиторами не только расширили репертуар, но и стали ориентиром для будущих поколений музыкантов. Он превратил виолончель в инструмент, способный "говорить" на любом музыкальном языке, вдохновив сотни авторов на создание новых произведений".
Концерт Дворжака - одно из его самых знаковых сочинений: виртуозное, броское, полное напевности и чувственности, оно является украшением любой программы. Несмотря на то, что композитор не очень жаловал виолончель как сольный инструмент (утверждал, что написал свой Концерт только лишь по просьбе друга-виолончелиста Гануша Вигана), он создал подлинный шедевр, который и сегодня входит в мировой виолончельный репертуар. Александр Князев, нашедший с оркестром мгновенный контакт, в очередной раз подтвердил свой статус блестящего интерпретатора романтических партитур: музыкант то заставлял вслушиваться в монолог своего инструмента, то обрушивал на слушателей фейерверк пассажей и двойных нот.
Виолончельный концерт Элгара, последнее крупное сочинение британского композитора, прозвучал как продолжение лирического повествования в концерте Дворжака. Начальный речитатив виолончели - глубокий скорбный возглас - задал тон дальнейшему драматическому действию. Александр Князев наполнил эту неоднократно возвращающуюся тему взволнованными, прерывистыми интонациями, напоминающими человеческую речь (или голос автора?). Три последующих части предстали как трагические и мимолетно радостные воспоминания романтического героя: соло виолончель, поддерживаемая аккуратным выразительным аккомпанементом оркестра, буквально рассказывала обстоятельства его жизни. Концерт Элгара в интерпретации Александра Князева, РНО и Дмитрия Крюкова словно воплощал в себе сущность человеческой уязвимости и силы, говорил о стойкости настоящего искусства, его способности преодолевать границы времени и обстоятельств - то, о чем всегда напоминал в своих выступлениях Мстислав Ростропович.