Кыргызстан соединит с Китаем еще одна железная дорога

Западную часть КНР могут соединить с Кыргызстаном еще одной железной дорогой. С такой инициативой выступило руководство округа Аксу Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Новая ветка, как предполагается, соединит провинцию Поднебесной с городом Балыкчи, где состыкуется с существующей железной дорогой, ведущей в Казахстан и Россию.
Железную дорогу хотят проложить по местности, которую до сих пор пересекали только грунтовые или гравийные дороги.
Железную дорогу хотят проложить по местности, которую до сих пор пересекали только грунтовые или гравийные дороги. / Соцсети

По горным тропам и перевалам

Новую железную дорогу планируют проложить вдоль автотранспортного коридора, который стороны договорились на высшем уровне создать еще в 2023 году. Речь идет о маршруте Барскоон - Учтурфан - Аксу. Первый пункт - кыргызское село, расположенное на берегу Иссык-Куля. Два других - города в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.

На кыргызской территории упомянутый маршрут проходит непосредственно от побережья Иссык-Куля до села Кара-Сай, затем сворачивает к перевалу Ашуусу, расположенному на высоте 3600 метров над уровнем моря. Следующий пункт - Бедель. Так именуется еще более крутой перевал на границе двух стран. Высота здесь достигает 4,2 тысячи метров над уровнем моря.

Несмотря на сложность маршрута, путь этот использовался путешественниками и торговыми караванами еще до СССР. В советский же период дорогу от Барскоона до Беделя расширили для автотранспорта. Однако в силу целого ряда причин она осталась грунтовой, хотя на некоторых участках ее удалось расширить и сделать гравийной. Теперь же стороны намерены превратить ее в асфальтированную и удобную комфортабельную трассу с высокой пропускной способностью, которой смогли бы воспользоваться не только участники внешней торговли, но и обычные туристы.

Осенью 2024 года на перевале Бедель официально открыли контрольно-пропускной пункт, который стал третьим по счету КПП, действующим на границе между Китаем и Кыргызстаном. Однако до превращения в полноценный транспортный узел ему пока далеко. Сторонам необходимо создать на месте соответствующую инфраструктуру, включая современный таможенный терминал. Проект этот, по официальным данным, будет завершен до 2027 года.

Интерес к этому маршруту продиктован тем, что он позволил бы развивать территории южного Прииссыккулья. Но чтобы это направление себя оправдало, предстоит провести серьезную работу.

Дальше, больше, амбициознее

Железная дорога из СУАР, в свою очередь, представляет еще более амбициозную задачу. Один из ее отрезков должен пройти по южному берегу Иссык-Куля до станции в Балыкчи. Последняя рассматривается кыргызской стороной как ключевой пункт, в котором соединятся сразу четыре железнодорожных ветки, одна из которых действующая. Ее ввели в эксплуатацию еще в первой половине прошлого века, связав таким образом север Советской Киргизии с сетью железных дорог Казахстана и России. Вторая же - строящаяся. Ее в данный момент прокладывают от Балыкчи до города Кочкор, а далее протянут к угольному разрезу Кара-Кече. Позже этот участок соединят путями с проектируемой на данный момент станцией Макмал в Джалал-Абадской области. Третья ветка пока остается проектом. Ею власти намерены соединить Балыкчи с городом Каракол на восточном берегу Иссык-Куля. Дорога из СУА таким образом станет четвертым направлением и, возможно, частью железнодорожного кольца, о создании которого в Кыргызстане мечтают несколько последних десятилетий.

- Район Синьцзян играет большую роль в реализации инициативы "Один пояс - один путь", потому что мы граничим с Кыргызстаном, - заявил ранее член политбюро Центрального комитета Компартии Китая, секретарь партийного комитета СУАР КНР Ма Синьжуй. - Транспортные проекты имеют очень важное значение для развития двусторонних и многосторонних отношений, торгово-экономических связей.

Дорога Аксу - Бедель - Балыкчи в то же время призвана стать вторым железнодорожным проектом, который свяжет Кыргызстан с Китаем, в частности с СУАР. Первый, в свою очередь, призван соединить КНР с КР и Узбекистаном (РУз) по одному из возможных маршрутов: Кашгар (КНР) - Торугарт (КР) - Макмал (КР) - Джалал-Абад (КР) - Андижан (РУз). Официальный Бишкек возлагает на этот проект огромные надежды. В его рамках готовятся построить около двадцати новых станций, примерно 40 мостов и десятки тоннелей.

Проект дороги КНР - Кыргызстан - Узбекистан, к слову, сталкивался со сложностями еще на этапе обсуждения. Стороны, к примеру, рассматривали возможность создания магистрали с 1990-х годов и долго не могли прийти к взаимопониманию: в вопросах как и где соединить ветки с колеей разной ширины, кто будет финансировать проект, по какому маршруту он может пройти. Тем более что у Кыргызстана собственных источников финансирования строительства этой магистрали нет, а стоимость транзитной ветки в целом оценивается примерно в восемь миллиардов долларов.

Цена вопроса

Второй железнодорожный проект с Китаем, возможно, будет не столь затратным, но тем не менее дорогостоящим предприятием. К оценке его пока не приступали. Впрочем, кыргызская сторона испытывает финансовые сложности уже на этапе развития логистической инфраструктуры на границе с КНР. Правительство КР в связи с этим уже запросило у китайской стороны поддержку.

Денежный вопрос стал одним из ключевых на встрече замглавы кабинета министров КР Бакытом Торобаевым с членом политбюро ЦК КПК Ма Синжуем. Их переговоры прошли в середине марта в СУАР, куда делегация из КР отправилась с рабочим визитом. По официальным данным, речь пока идет о помощи на сумму в 41 миллион долларов. Китай пообещал выделить ее соседней республике безвозмездно - для завершения строительства контрольно-пропускного пункта "Бедель" на одноименном перевале.

- Новый транспортный коридор с Китаем сократит путь на 500 километров по сравнению с маршрутами через КПП "Иркештам" и "Торугарт", - объяснил интерес к проекту заместитель министра транспорта и коммуникаций Кыргызстана Бекназар Базаралиев. - Поэтому для нас как для профильного ведомства открытие третьего транспортного коридора с Китаем считается одним из приоритетных проектов.

Схожие оценки звучат и со стороны Китая. В СУАР убеждены, что расширение транспортной сети с Кыргызстаном сможет увеличить объем экономического сотрудничества. Но, помимо прочего, оно открывает для КНР и другие перспективы. Например, участие в развитие туристической инфраструктуры на Иссык-Куле. Пока отдыхающих из Китая на пляжах "горной жемчужины" практически нет, но в ближайшем будущем картина может измениться, тем более что в Кыргызстане уже обсуждают возможность привлечения инвестиций из КНР на строительство большого отеля на южном берегу озера.

По данным правительства КР, разместить такой объект предполагается в селе Барскоон, то есть в одной из ключевых точек транспортного коридора из КНР. Если стороны договорятся, это будет первым подобным проектом строительства на южном берегу Иссык-Куля с участием китайских компаний.