Что показали театры Центральной России на фестивале "Маршак" в Воронеже

Более шести тысяч зрителей посмотрело постановки девяти театров России и Беларуси в дни мартовских каникул. Для показа на "Маршаке" отобрали нестандартные спектакли для самых маленьких, социальный проект для подростков, вариации на тему русской и зарубежной детской классики. Рассказываем о постановках, которые вне фестиваля могут увидеть в своих городах наши читатели из Центральной России.
Брянский спектакль получил премию правительства РФ как лучшая постановка по русской классике.
Брянский спектакль получил премию правительства РФ как лучшая постановка по русской классике. / Андрей Парфенов

Пищевая цепочка

В Тверском ТЮЗе идет эталонный детский спектакль "Людвиг XIV и Тутта единственная". Формально он предназначен для зрителей с шести лет, но будет близок и подросткам, и взрослым. На каждый возраст предусмотрен отдельный слой смыслов.

Сказка "Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие" шведского писателя Яна Улофа Экхольма вышла в свет 60 лет назад. В России она не так популярна, как произведения других скандинавских классиков, но благодаря переизданиям про невероятную дружбу лисенка и цыпленка знает и новое поколение ребят. Их родители, возможно, видели снятый по книге советский музыкальный фильм "Рыжий, честный, влюбленный". Но там герои выведены подростками, в Твери же ставили именно о детях, что соответствует сюжету книги.

- У нас не было задачи построить любовную линию между Туттой и Людвигом, делать из персонажей Ромео и Джульетту. Все-таки речь скорее о дружбе вопреки обстоятельствам. Есть два сообщества, которые по какой-то причине враждуют: так заведено, что лисы не любят кур, а куры - лис. Есть взаимное неприятие и есть два юных существа, которые не понимают, почему звери в одном лесу не могут жить в мире. Наверное, эта боль многим понятна, и детям в том числе - почему какого-то ребенка не принимают в компанию, почему мы не можем если не быть друзьями, то хотя бы просто допускать, что кто-то - не такой, как ты, - пояснила режиссер Юлия Беляева. - Подросток, наверное, здесь сказал бы, что не все так однозначно, повторяя услышанное от кого-то. Как будто понимая сложности взрослого общения. А ребенок шести-семи лет - более непосредственный…

Семейство лис, имеющее роскошную нору в лесу, пытается отучить младшего отпрыска, простодушного и доброго Людвига (Алексей Измайлов), водиться с зайчатами, бельчатами и прочей мелочью, которая годится разве что на обед. Семейство кур - явно рангом пониже - предостерегает желторотую и не по годам самостоятельную Тутту от авантюрных походов в лес и игр с хищниками. У взрослых своя правда - они всего лишь добросовестно оберегают статус кво, хрупкий баланс в пищевой цепочке. Детям же на все условности наплевать: если все звери перейдут на овсянку, кулинарный вопрос больше никого не испортит…

Постановка Тверского ТЮЗа "Людвиг XIV и Тутта единственная" - эталонный детский спектакль. Фото: Андрей Парфенов

Художник Любовь Мелехина создала очень стильное оформление. Лисы наряжены аристократами в бриджах и охотничьих шляпах, куры - этакие мещаночки в пышных юбках и чепцах. Декорация на поворотном круге - одна и для лис, и для кур. Только в норе это огромная багетная рама - символ незыблемых фамильных ценностей, а в курятнике, с обратной стороны, это посудный шкаф - столп гостеприимства.

Персонажи продуманы в мельчайших деталях - как если бы они были героями комедии Островского, а не сказки про животных. Папа-лис внешне строг, но за спиной у жены норовит прикрыть проделки сына (малыш-то в итоге перехитрил всех). Авторитарная мама-лиса жестко воспитывает в детях характер, но нежно любит их со всеми слабостями и фантазиями. Болтушки-несушки кажутся поверхностными, однако в критический момент проявляют великодушие. А старое Пугало (его играет заслуженный артист РФ Виктор Дегтярев) выступает мудрым дедушкой, незаметно примиряющим врагов.

Зрителю предлагают, по сути, нащупать разницу между поступками "по букве" и "по духу" законов жизни. Людвиг, Тутта и зайчата Юкке-Юу и Туффе-Ту решают серьезные этические вопросы: можно ли прожить без обмана, стоит ли прощать предательство, как примирить интересы близких, если они противоречат друг другу…

Клоуны и богатыри

Брянский ТЮЗ представил зрелищную "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях". В 2023 году этот спектакль в духе настольного театра получил премию правительства РФ как лучшая постановка по русской классике.

Режиссер из Астрахани Андрей Радочинский превратил чтение Пушкина в игру: зритель оказывается в компании куклы, зайца и поросенка, для которых пара детей устраивает представление. Самодельные декорации, будто нарисованные черным фломастером на ватмане, и персонажи из набора итальянской комедии масок дополнены мотивами русского фольклора (художник Татьяна Колесникова). Клоуны в нужный момент надевают шишаки и кольчуги, коломбина и балерина - кокошники, зловещая королева и католическая монашка (чем не чернавка? чернавка и есть!) разговаривают на фоне стен, с которых глядят лубочные медведи… И все это - под звуки рожков, свистулек и волынок.

Управители фантазийного действа (актеры Анастасия Крестенкова и Алексей Кочетов), конечно, примеряют на себя главные роли - Царевны и Королевича Елисея. В процессе немного спорят и ссорятся, то и дело забывают строки Пушкина или норовят обойти в нем острые углы: фурия-мачеха, скитания по лесу, таинственное отравление, труп в хрустальном гробу - сплошные ужасы, а не сказка! Из дня сегодняшнего даже жизнь прекрасной девушки в одном тереме с семью богатырями может показаться сомнительной удачей. Впрочем, постановщики с юмором обыгрывают подобные вопросы, которые могут возникнуть при чтении хрестоматийного текста у детей XXI века.

Артисты с удовольствием включаются в эффектный эксперимент: изображают игрушки в невидимых руках детей, передвигающих фигуры в импровизированном балаганчике, нарочито безыскусно произносят реплики. Но иногда становятся заложниками этого приема. Он оттягивает внимание от самого сюжета, темп теряется, и действие становится немного вязким.

Так или иначе, действо очень яркое, визуальные образы легко запоминаются - зрителям точно будет что обсудить.

С восточным ветром

Рязанский театр кукол привез на фестиваль музыкальный спектакль "Мэри Поппинс". Ассоциации с советским фильмом были неизбежны, но постановщики на них не опирались. Инсценировку сделали по мотивам повести Памелы Линдон Трэверс. А песни - наперекор стереотипам зрителей, у которых одно название спектакля уже вызывает в ушах мелодии Дунаевского - написал композитор Андрей Занога.

Кукольный формат оказался как нельзя более уместным для волшебной истории, в которой няня прилетает с восточным ветром, мистер Паррик с пятничной легкостью парит под потолком, собаки разговаривают с людьми, корова танцует, а крошечной миссис Корри из кондитерской помогают дочери-гиганты.

Для рязанской "Мэри Поппинс" кукольный формат оказался как нельзя более уместным. Фото: Андрей Парфенов

Молодой режиссер Анна Коонен словно взялась продемонстрировать все возможности жанра. В спектакле участвуют марионетки и ростовые куклы, объемные планшетные и плоские - с руками на шарнирах и прорезями для глаз и рта. Магии добавляет игра света и теней, превращая в сказку будни многодетного семейства Бэнкс, где неуклюжая мама засыпает при любой удобной возможности, а замученный заботами папа готов бежать от отпрысков на работу в разных ботинках и без пальто. Персонажи появляются на сцене то в "живом плане", то в кукольном, иногда они смешиваются, иногда - одни куклы как бы управляют другими (чего стоит сцена, где огромные Фанни и Анни играют с мягкими пупсами-близнецами).

Порой от обилия приемов и действующих лиц на сцене начинает кружиться голова. Собственно, устроить круговерть - один из главных режиссерских ходов в этом большом и подробном спектакле. Основная декорация (художник - Мария Клочьева) напоминает карусель, сцены мелькают одна за другой, как в калейдоскопе, артисты то и дело передают друг другу "бразды вождения" кукол. Дополняет картину своеобразный английский юмор, абсурдистские стихи, танцы и пение - живое и настоящее, пусть временами и мимо нот.

Прямая речь

Юлия Беляева, главный режиссер Коми-Пермяцкого драматического театра:

- Большая боль всех театров, где есть спектакли для детей, - групповые культпоходы. Насколько я знаю, в Москве с этим борются, вводят какое-то требование, чтобы на пятерых детей был минимум один взрослый. Но это очень сложно отследить, не говоря уже о том, что у театров есть госзадание по посещаемости, а у родителей - работа и стереотип, что запустить в зал группу из 40 детей и самим пойти пить кофе - нормально. В итоге ребята отвлекаются друг на друга. Особенно подростки - ну, такова их физиология, какой может быть спектакль, когда рядом Маша сидит или Петя… Увлечь детей, которые занимают целый ряд, наверное, может только какой-то предельно развлекательный материал, непрерывный аттракцион. Или очень узконаправленный, про их подростковые проблемы.

Мне кажется, театр в целом, несмотря на план, не должен пускать это на самотек и заниматься воспитанием зрителя, приходить в детсады и школы, продвигать идею семейных походов на спектакли и семейных обсуждений. В Тверском, в Красноярском и других ТЮЗах есть специальные программы, где родителей учат разговаривать с детьми до и после просмотра - не просто на уровне "нравится - не нравится", а более глубоко. Можно спросить ребенка, в какой момент тебе стало грустно, над чем ты смеялся, какой из персонажей показался больше всего похожим на тебя.

Справка "РГ"

Театральный фестиваль "Маршак" проводится в Воронеже с 2015 года при поддержке облправительства. Автор идеи, выдающийся российский режиссер Михаил Бычков, предложил создать своего рода детскую версию международного Платоновского фестиваля, чтобы показывать в столице Черноземья самые яркие постановки для юных зрителей и молодежи. Упор делался на спектакли, отмеченные профессиональными наградами, и на тех жанрах и формах театра, которые не развиты в Воронеже. Фестиваль стал одним из крупнейших в своей нише. За десять лет на нем показали немногим менее 200 постановок, а число проданных билетов превысило 400 тысяч.