В Тверском ТЮЗе идет эталонный детский спектакль "Людвиг XIV и Тутта единственная". Формально он предназначен для зрителей с шести лет, но будет близок и подросткам, и взрослым. На каждый возраст предусмотрен отдельный слой смыслов.
Сказка "Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие" шведского писателя Яна Улофа Экхольма вышла в свет 60 лет назад. В России она не так популярна, как произведения других скандинавских классиков, но благодаря переизданиям про невероятную дружбу лисенка и цыпленка знает и новое поколение ребят. Их родители, возможно, видели снятый по книге советский музыкальный фильм "Рыжий, честный, влюбленный". Но там герои выведены подростками, в Твери же ставили именно о детях, что соответствует сюжету книги.
- У нас не было задачи построить любовную линию между Туттой и Людвигом, делать из персонажей Ромео и Джульетту. Все-таки речь скорее о дружбе вопреки обстоятельствам. Есть два сообщества, которые по какой-то причине враждуют: так заведено, что лисы не любят кур, а куры - лис. Есть взаимное неприятие и есть два юных существа, которые не понимают, почему звери в одном лесу не могут жить в мире. Наверное, эта боль многим понятна, и детям в том числе - почему какого-то ребенка не принимают в компанию, почему мы не можем если не быть друзьями, то хотя бы просто допускать, что кто-то - не такой, как ты, - пояснила режиссер Юлия Беляева. - Подросток, наверное, здесь сказал бы, что не все так однозначно, повторяя услышанное от кого-то. Как будто понимая сложности взрослого общения. А ребенок шести-семи лет - более непосредственный…
Семейство лис, имеющее роскошную нору в лесу, пытается отучить младшего отпрыска, простодушного и доброго Людвига (Алексей Измайлов), водиться с зайчатами, бельчатами и прочей мелочью, которая годится разве что на обед. Семейство кур - явно рангом пониже - предостерегает желторотую и не по годам самостоятельную Тутту от авантюрных походов в лес и игр с хищниками. У взрослых своя правда - они всего лишь добросовестно оберегают статус кво, хрупкий баланс в пищевой цепочке. Детям же на все условности наплевать: если все звери перейдут на овсянку, кулинарный вопрос больше никого не испортит…
Художник Любовь Мелехина создала очень стильное оформление. Лисы наряжены аристократами в бриджах и охотничьих шляпах, куры - этакие мещаночки в пышных юбках и чепцах. Декорация на поворотном круге - одна и для лис, и для кур. Только в норе это огромная багетная рама - символ незыблемых фамильных ценностей, а в курятнике, с обратной стороны, это посудный шкаф - столп гостеприимства.
Персонажи продуманы в мельчайших деталях - как если бы они были героями комедии Островского, а не сказки про животных. Папа-лис внешне строг, но за спиной у жены норовит прикрыть проделки сына (малыш-то в итоге перехитрил всех). Авторитарная мама-лиса жестко воспитывает в детях характер, но нежно любит их со всеми слабостями и фантазиями. Болтушки-несушки кажутся поверхностными, однако в критический момент проявляют великодушие. А старое Пугало (его играет заслуженный артист РФ Виктор Дегтярев) выступает мудрым дедушкой, незаметно примиряющим врагов.
Зрителю предлагают, по сути, нащупать разницу между поступками "по букве" и "по духу" законов жизни. Людвиг, Тутта и зайчата Юкке-Юу и Туффе-Ту решают серьезные этические вопросы: можно ли прожить без обмана, стоит ли прощать предательство, как примирить интересы близких, если они противоречат друг другу…
Брянский ТЮЗ представил зрелищную "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях". В 2023 году этот спектакль в духе настольного театра получил премию правительства РФ как лучшая постановка по русской классике.
Режиссер из Астрахани Андрей Радочинский превратил чтение Пушкина в игру: зритель оказывается в компании куклы, зайца и поросенка, для которых пара детей устраивает представление. Самодельные декорации, будто нарисованные черным фломастером на ватмане, и персонажи из набора итальянской комедии масок дополнены мотивами русского фольклора (художник Татьяна Колесникова). Клоуны в нужный момент надевают шишаки и кольчуги, коломбина и балерина - кокошники, зловещая королева и католическая монашка (чем не чернавка? чернавка и есть!) разговаривают на фоне стен, с которых глядят лубочные медведи… И все это - под звуки рожков, свистулек и волынок.
Управители фантазийного действа (актеры Анастасия Крестенкова и Алексей Кочетов), конечно, примеряют на себя главные роли - Царевны и Королевича Елисея. В процессе немного спорят и ссорятся, то и дело забывают строки Пушкина или норовят обойти в нем острые углы: фурия-мачеха, скитания по лесу, таинственное отравление, труп в хрустальном гробу - сплошные ужасы, а не сказка! Из дня сегодняшнего даже жизнь прекрасной девушки в одном тереме с семью богатырями может показаться сомнительной удачей. Впрочем, постановщики с юмором обыгрывают подобные вопросы, которые могут возникнуть при чтении хрестоматийного текста у детей XXI века.
Артисты с удовольствием включаются в эффектный эксперимент: изображают игрушки в невидимых руках детей, передвигающих фигуры в импровизированном балаганчике, нарочито безыскусно произносят реплики. Но иногда становятся заложниками этого приема. Он оттягивает внимание от самого сюжета, темп теряется, и действие становится немного вязким.
Так или иначе, действо очень яркое, визуальные образы легко запоминаются - зрителям точно будет что обсудить.
Рязанский театр кукол привез на фестиваль музыкальный спектакль "Мэри Поппинс". Ассоциации с советским фильмом были неизбежны, но постановщики на них не опирались. Инсценировку сделали по мотивам повести Памелы Линдон Трэверс. А песни - наперекор стереотипам зрителей, у которых одно название спектакля уже вызывает в ушах мелодии Дунаевского - написал композитор Андрей Занога.
Кукольный формат оказался как нельзя более уместным для волшебной истории, в которой няня прилетает с восточным ветром, мистер Паррик с пятничной легкостью парит под потолком, собаки разговаривают с людьми, корова танцует, а крошечной миссис Корри из кондитерской помогают дочери-гиганты.
Молодой режиссер Анна Коонен словно взялась продемонстрировать все возможности жанра. В спектакле участвуют марионетки и ростовые куклы, объемные планшетные и плоские - с руками на шарнирах и прорезями для глаз и рта. Магии добавляет игра света и теней, превращая в сказку будни многодетного семейства Бэнкс, где неуклюжая мама засыпает при любой удобной возможности, а замученный заботами папа готов бежать от отпрысков на работу в разных ботинках и без пальто. Персонажи появляются на сцене то в "живом плане", то в кукольном, иногда они смешиваются, иногда - одни куклы как бы управляют другими (чего стоит сцена, где огромные Фанни и Анни играют с мягкими пупсами-близнецами).
Порой от обилия приемов и действующих лиц на сцене начинает кружиться голова. Собственно, устроить круговерть - один из главных режиссерских ходов в этом большом и подробном спектакле. Основная декорация (художник - Мария Клочьева) напоминает карусель, сцены мелькают одна за другой, как в калейдоскопе, артисты то и дело передают друг другу "бразды вождения" кукол. Дополняет картину своеобразный английский юмор, абсурдистские стихи, танцы и пение - живое и настоящее, пусть временами и мимо нот.
Юлия Беляева, главный режиссер Коми-Пермяцкого драматического театра:
- Большая боль всех театров, где есть спектакли для детей, - групповые культпоходы. Насколько я знаю, в Москве с этим борются, вводят какое-то требование, чтобы на пятерых детей был минимум один взрослый. Но это очень сложно отследить, не говоря уже о том, что у театров есть госзадание по посещаемости, а у родителей - работа и стереотип, что запустить в зал группу из 40 детей и самим пойти пить кофе - нормально. В итоге ребята отвлекаются друг на друга. Особенно подростки - ну, такова их физиология, какой может быть спектакль, когда рядом Маша сидит или Петя… Увлечь детей, которые занимают целый ряд, наверное, может только какой-то предельно развлекательный материал, непрерывный аттракцион. Или очень узконаправленный, про их подростковые проблемы.
Мне кажется, театр в целом, несмотря на план, не должен пускать это на самотек и заниматься воспитанием зрителя, приходить в детсады и школы, продвигать идею семейных походов на спектакли и семейных обсуждений. В Тверском, в Красноярском и других ТЮЗах есть специальные программы, где родителей учат разговаривать с детьми до и после просмотра - не просто на уровне "нравится - не нравится", а более глубоко. Можно спросить ребенка, в какой момент тебе стало грустно, над чем ты смеялся, какой из персонажей показался больше всего похожим на тебя.
Театральный фестиваль "Маршак" проводится в Воронеже с 2015 года при поддержке облправительства. Автор идеи, выдающийся российский режиссер Михаил Бычков, предложил создать своего рода детскую версию международного Платоновского фестиваля, чтобы показывать в столице Черноземья самые яркие постановки для юных зрителей и молодежи. Упор делался на спектакли, отмеченные профессиональными наградами, и на тех жанрах и формах театра, которые не развиты в Воронеже. Фестиваль стал одним из крупнейших в своей нише. За десять лет на нем показали немногим менее 200 постановок, а число проданных билетов превысило 400 тысяч.